«Чистое оливковое масло, выбитое из маслин, для освещения» (27:20). Обычно принято использовать чистое масло для жарки и приправы к еде, а для свечей берут худшее масло. Интересно, что в храме все совершалось ровно наоборот: для освещения использовали «чистое масло, выбитое из маслин», а для минхи, которая представляет собой пищу, требований к чистоте масла не выдвигалось.
Гаон раби Барух Авраам Толедано, один из мудрецов Мекнеса, в книге «Имрей Барух» пишет, что эта заповедь учит нас тому, какое значение нужно придавать духовным вопросам в сравнении с материальными.
Часто человек беспокоится о том, чтобы в этом мире ему было как можно лучше и комфортнее — чтобы жизнь была чистым елеем без каких-либо изъянов. Но в духовных вопросах он довольствуется малым и не старается достичь самого чистого. Тора учит нас, что нельзя делать второстепенное главным. Напротив, в духовных вопросах человеку нужно заботиться о лучшем и не экономить, тогда как к временным нуждам тела не требуется столь пристального внимания. В «Авот раби Натана» (гл. 28) написано: «Сказал раби Йеуда, сын раби Илая: Каждого, кто делает слова Торы главным, а земной путь — второстепенным, делают главным в этом мире; а кто делает земной путь главным, а слова Торы — второстепенным, того делают второстепенным в этом мире».
Духовное многократно важнее материального, поскольку дух вечен, а материя временна. Стоит ли человеку вкладываться в то, что исчезнет?
Праведник раби Нисим Яген сравнил это с человеком, который ждал на автобусной остановке. Когда автобус подъехал, он попросил водителя открыть ему заднюю дверь. Водитель решил, что тот хочет внести коляску с ребенком, но затем увидел, что он пытается, заручившись помощью двух друзей, втиснуть в автобус огромный холодильник.
Под давлением большого веса автобус слегка сдвинулся с места, и прежде, чем водитель собрался с мыслями, им удалось загрузить внутрь еще и плиту, а затем — посудомоечную машину и микроволновую печь.
Водитель вскочил с места и в гневе побежал к ним. Его злость лишь еще больше выросла, когда он увидел краем глаза груду мебели, которую тот человек собирался погрузить в автобус.
«Что здесь происходит? Немедленно остановитесь!» — закричал водитель. «Не понимаю, ты что, хочешь сделать перевозку мебели за счет нашей автобусной компании?»
«С чего ты решил, что это перевозка мебели?» — как ни в чем не бывало ответил пассажир.
«Тогда что это?» — указал водитель на предметы, сваленные рядом с автобусом.
«Я просто буду полчаса в поездке, и мне нужна холодная вода, горячая еда и чистая посуда». Затем он показал пальцем на каждый предмет мебели и объяснил, зачем он нужен ему в дороге…
Этот рассказ вызывает смех. Но мы, сами того не замечая, часто ведем себя в точности подобно этому пассажиру. Наше путешествие в этом мире длится недолго в сравнении с миром будущим. И все же мы вкладываем много сил в обустройство жизни в этом мире, словно собираясь остаться здесь навечно (Оцротейну).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его