Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если человек падает в яму, полную змей и скорпионов, его жене разрешают выйти замуж — потому, что нет сомнения: его укусят (и он умрет). А как же Йосеф вышел оттуда целым и невредимым?

«…а яма эта пустая, не было в ней воды» (Берешит 37, 24). Аризаль спрашивает: откуда нашим мудрецам известно, что, если в яме не было воды, то в ней были змеи и скорпионы? Почему не песок и камни или грязь? И отвечает: сказано в Торе: «а яма эта пустая», значит, полностью пустая, абсолютно. Но затем Тора продолжает: «не было в ней воды». Это значит, что там было что-то другое. Но как согласуются между собой эти две части стиха? Дело в том, что там были змеи и скорпионы, прятавшиеся в норах и ходах в «стенках» ямы. Так, с одной стороны, яма была абсолютно пустой, а, с другой стороны, в ней обитали змеи и скорпионы.

Так Аризаль разрешает противоречие, на которое указали наши мудрецы (Талмуд, Йевамот 121 б): «Если человек падает в яму, полную змей и скорпионов, его жене разрешают выйти замуж — потому, что нет сомнения: его укусят (и он умрет). А как же Йосеф вышел оттуда целым и невредимым?» Дело в том, что змеи кусают, когда человек падает на них — так они пытаются защититься. Но, когда они прячутся в норах в стенках ямы, нет уверенности, что они укусят. Так Йосеф-праведник остался жив.

Человек, «не наполненный Торой, но наполненный змеями и скорпионами», считается мертвым. Преступники выглядят живыми, двигаются и разговаривают, но всё это — только внешне, только иллюзия. «Человек, пребывающий в великолепии, но неразумный, подобен животным погибающим» (Тэилим 49, 21) — если он одарен всеми возможными талантами, но не использует их, т. е. может учить Тору, но вместо этого набивает голову злоумышлениями и раздорами, он уподобляется «животным погибающим». Комментирует раби Симха-Буним из Пшисхи: сравнение с животными — это для них еще похвала, а вот с «животными погибающими» — уже вызывает дрожь…

Мы должны знать, что, даже если настал тяжелый час и даже если внешний мир сияет и манит, мы обязаны учить Тору, потому что она для нас — эликсир жизни, и важно помнить мидраш: «Это как в истории с конем, которому предложили: давай, отрежем тебе голову, зато насыплем корма полной мерой. Ответил им конь: глупцы вселенские, если вы отрежете мне голову, кто будет есть всё это!»

Я слышал пример, который приводил рав Яаков Галинский зацаль: приходит человек к врачу, жалуется: «Доктор, у меня болит здесь, где ребра». Существует масса средств от этой проблемы — от обезболивающих таблеток и упражнений до операции. Но врач прежде всего поинтересовался, когда пациент чувствует боль — постоянно? Больной ответил: «Нет, только когда дышу». Ответ врача был: «Тогда процедур не нужно. Не дышите — и болеть не будет». Так просто всё… Может, этот человек и врач, но уж точно — не в своем уме. Потому что все понимают: не дышать — это не выход. Дышать все равно необходимо, даже если больно. А болезнь, конечно, надо лечить. Но прежде всего — дышать (Маайан а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его