«…а яма эта пустая, не было в ней воды» (Берешит 37, 24). Аризаль спрашивает: откуда нашим мудрецам известно, что, если в яме не было воды, то в ней были змеи и скорпионы? Почему не песок и камни или грязь? И отвечает: сказано в Торе: «а яма эта пустая», значит, полностью пустая, абсолютно. Но затем Тора продолжает: «не было в ней воды». Это значит, что там было что-то другое. Но как согласуются между собой эти две части стиха? Дело в том, что там были змеи и скорпионы, прятавшиеся в норах и ходах в «стенках» ямы. Так, с одной стороны, яма была абсолютно пустой, а, с другой стороны, в ней обитали змеи и скорпионы.
Так Аризаль разрешает противоречие, на которое указали наши мудрецы (Талмуд, Йевамот 121 б): «Если человек падает в яму, полную змей и скорпионов, его жене разрешают выйти замуж — потому, что нет сомнения: его укусят (и он умрет). А как же Йосеф вышел оттуда целым и невредимым?» Дело в том, что змеи кусают, когда человек падает на них — так они пытаются защититься. Но, когда они прячутся в норах в стенках ямы, нет уверенности, что они укусят. Так Йосеф-праведник остался жив.
Человек, «не наполненный Торой, но наполненный змеями и скорпионами», считается мертвым. Преступники выглядят живыми, двигаются и разговаривают, но всё это — только внешне, только иллюзия. «Человек, пребывающий в великолепии, но неразумный, подобен животным погибающим» (Тэилим 49, 21) — если он одарен всеми возможными талантами, но не использует их, т. е. может учить Тору, но вместо этого набивает голову злоумышлениями и раздорами, он уподобляется «животным погибающим». Комментирует раби Симха-Буним из Пшисхи: сравнение с животными — это для них еще похвала, а вот с «животными погибающими» — уже вызывает дрожь…
Мы должны знать, что, даже если настал тяжелый час и даже если внешний мир сияет и манит, мы обязаны учить Тору, потому что она для нас — эликсир жизни, и важно помнить мидраш: «Это как в истории с конем, которому предложили: давай, отрежем тебе голову, зато насыплем корма полной мерой. Ответил им конь: глупцы вселенские, если вы отрежете мне голову, кто будет есть всё это!»
Я слышал пример, который приводил рав Яаков Галинский зацаль: приходит человек к врачу, жалуется: «Доктор, у меня болит здесь, где ребра». Существует масса средств от этой проблемы — от обезболивающих таблеток и упражнений до операции. Но врач прежде всего поинтересовался, когда пациент чувствует боль — постоянно? Больной ответил: «Нет, только когда дышу». Ответ врача был: «Тогда процедур не нужно. Не дышите — и болеть не будет». Так просто всё… Может, этот человек и врач, но уж точно — не в своем уме. Потому что все понимают: не дышать — это не выход. Дышать все равно необходимо, даже если больно. А болезнь, конечно, надо лечить. Но прежде всего — дышать (Маайан а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский