«И вот караван измаилитов… и верблюды их везут пряности, бальзам и лот» (37:25). Если мы проследуем вместе с праведным Йосефом на протяжении всего сюжета, то увидим, что даже в самых мрачных местах, куда он попадал, Творец всегда посылал ему луч света, по принципу «В теснине Ты дал мне простор» (Теилим 4:2). Всевышний словно сказал ему: «Сын мой, хоть ты и удален от своего отца, но Я, твой Небесный Отец, нахожусь рядом с тобой. Я поведу тебя туда, куда ты движешься».
Все началось в яме, куда бросили Йосефа. В этой яме ползали змеи и скорпионы, которые чудесным образом не повредили ему. Несомненно, Йосеф видел вокруг себя этих гадов, которые не хотели к нему приближаться. Он чувствовал, что даже в темной яме Б-г пребывает с ним.
И когда измаильтяне привезли его в Египет, скорее всего, он переживал крайне тяжелое состояние. Он был избалованным ребенком своего отца, а теперь его вели как последнего из рабов… И кто же продал его, обеспечив ему такое скверное и неопределенное будущее? Ни больше, ни меньше, как его же собственные братья — плоть от плоти.
Но и здесь краем глаза он замечает улыбку своего Небесного Отца, который намекает ему, что находится рядом. Йосеф знал, что обычно эти торговцы возят с собой на продажу дёготь и нефть, запах которых непереносим. Но в этот раз они сделали исключение и повезли благовония с прекрасным ароматом. Йосеф вдохнул его и наполнился надеждой.
Любой человек, находящийся в беде, может открыть улыбку Отца, присматривающего за ним с небес. Нужно лишь обратить внимание и заметить свет Его лица. Йосеф именно так и сделал. Это провидение поддерживало его, чтобы он не пал в кризисные моменты жизни.
Это доброе и уверенное чувство выразилось в наполненных упованием словах царя Давида (Теилим 23:4): «Даже когда пойду долиной смертной тени, не убоюсь зла». Почему? «Ибо Ты со мной». Дальше Давид продолжает: «Прут Твой и опора Твоя — они утешат меня». Даже когда Всевышний бьет прутом наказания, мы все равно чувствуем опору, и это нас утешает.
Чему это можно уподобить? В один прекрасный день захотелось сыну царя пойти в лес на охоту. В своем походе он углубился в лесную чащу и не заметил банду разбойников, подстерегающую прохожих.
Но разбойники тотчас заметили его. «Это сын царя», — сказал один из них. Не долго думая, они решили совершить злодеяние — схватить сына царя, и в один момент напали на него. Он изо всех сил пытался спастись от них, но что он мог сделать против шайки убийц. И вот его увели, связанного и униженного, к неизвестному будущему.
В тот момент один крестьянин, который жил неподалеку, высматривал в лесу, какие деревья лучше нарубить для дров на зиму. Оставаясь вдалеке, он увидел, что произошло, и решил поспешить на подмогу к сыну царя. С неимоверной силой, вооруженный топором, он сумел освободить царского сына от пленивших его и отвел его к себе домой.
Тем временем в столице начался шум: куда пропал принц? Отряды солдат были посланы во всех направлениях для его поиска. Лишь спустя несколько дней, его обнаружили в доме у крестьянина возле леса.
Солдаты выразили крестьянину благодарность от имени царя за спасение и попросили передать им принца, чтобы доставить его во дворец. Но они были удивлены, когда крестьянин отказался возвращать «пропажу». Возмущенные его дерзостью, они вернулись и доложили царю.
Царь также был удивлен, но подумал: «Возможно, этот крестьянин хочет почестей… в конце концов, это ведь он спас моего любимого сына от смерти. Отправлю к нему делегацию из князей».
Но и их тоже ждал отказ. «Царский сын останется у меня!» — воскликнул крестьянин.
На этот раз царь не мог уже сдержать гнев. Он направил письмо в дом крестьянина, в котором было приказано вернуть принца до полудня пятницы, а неповиновение будет караться смертью.
Прошло два дня. Ожидание становилось все более напряженным. «Придет ли сегодня крестьянин или нет?» — эта мысль была у всех на уме. И вот уже настала пятница, утренние часы прошли, и пробило 12. В этот момент раздался стук в дверь царского дома.
Дверь отворили, и на пороге стоял ни кто иной, как наш крестьянин с принцем возле себя. Волнение в доме поднялось до максимума. Царь уже несколько дней не видел своего отпрыска. Слезы потекли из глаз родных и слуг, которые увидели эту трогательную встречу. Да и крестьянин расчувствовался больше всех, но через несколько минут понял, что он здесь лишний и повернулся к выходу.
«Секунду! — воскликнул царь, — я не стану тебя наказывать, поскольку это ты спас моего сына. Но не могу не спросить тебя: что это за издевательство?! Почему ты решил задержаться до последнего? Да и как вообще тебе пришло на ум ответить отказом солдатам и князьям, которых я присылал к тебе?!»
Крестьянин игриво улыбнулся и ответил: «Взгляните, Ваше Величество. Я простой крестьянин, живущий в лесной чаще. Жизнь у меня довольно скучная, я только рублю дрова, черпаю воду и иногда выхожу на охоту.
В один прекрасный день, — продолжил он, — я увидел, как банда разбойников нападает на юношу, и сразу понял, что это царский сын. Я нашел для себя приключение, которое добавит немного красок в мою однообразную жизнь. Я сразу же бросился спасать его и привел к себе домой. Я почувствовал себя важным: принц у меня дома! И когда прибыли Ваши посланники, я тотчас сообразил, что если отправлю принца во дворец, мое приключение сразу закончится, и останется лишь постоянная скука. Вот почему я решил тянуть время до тех пор, пока у меня остается выбор».
«Царь разгневался на меня, — продолжил крестьянин, — но я почувствовал райский вкус от того, что имею дело с Вами. Царь шлет делегацию, а я отказываюсь, царь пишет письмо, а я тяну время. Тихая жизнь приобрела вкус и цвет… но теперь, похоже, мое приключение подошло к концу, и мне придется скучать до следующего раза».
Что мы можем выучить у этого крестьянина? Даже когда приходят трудности и невзгоды, нужно помнить, кто стоит за происходящим. Везде видеть руку Б-га, помнить, что мы имеем дело не с какой-то злой судьбой. Это Царь царей собственной персоной говорит с нами! Мы находимся на связи с нашим Отцом, который решил, что нам надлежит пройти через эту трудность.
Видя с одной стороны прут, а с другой — опору, мы утешаемся (Оцротейну).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его