«Пей, господин… и для верблюдов твоих наберу воды» (24:19). После благословения Авраама и при помощи «ускорения пути», Элиэзер прибыл в Харан с молитвой на устах. Навстречу ему вышла Ривка, неся на плечах кувшин. Вода сама собой поднималась к ней из колодца. Когда Элиэзер попросил испить воды, она сказала: «Пей, господин мой, и для верблюдов твоих я наберу воды». «И поклонился человек, и преклонился перед Б-гом». Теперь ему требовалось получить подтверждение от ее отца, чтобы тот одобрил ее будущий брак с Ицхаком. В конце концов, именно от отца все зависело.
Элиэзер пришел, и в доме накрыли стол. Он рассказал свою историю, и все произнесли: «Это пришло от Б-га! Вот Ривка перед тобой, и да будет она женой для сына господина твоего, как и говорил Б-г».
Чудесно! Что ему нужно сделать теперь?
Поблагодарить их за их согласие? Пожать руку с поздравлениями, выпить «за здравие» (ле-хаим)? Но нет! Элиэзер падает на землю. «И было, как услышал раб Авраама их слова, то преклонился до земли перед Б-гом». Такой должна быть первая реакция — спасибо Творцу мира!
Естественно, это не убавляет от нашего долга благодарить тех, кто сделал нам добро, — тех, кому свыше была дана такая заслуга. Признательность за совершенное добро — это краеугольный камень в иудаизме. Он крепко укоренен в нашем мышлении, а его отсутствие резко осуждается. Но при этом нельзя забывать, кому полагается первая благодарность. Малкицедек, царь Шалема, был лишен жреческого статуса, когда благословил Авраама прежде Б-га.
Известна история (Толдот Яаков Йосеф) о царе, перед которым стояли двое певцов, чтобы скрасить его досуг, как это было принято в те дни. Первый составлял песни во славу царя. Это были песни благодарности и возвеличивания, наполненные хвалой и лестью. В них рассказывалось о городах, которые царь построил, и о пустынях, которые он превратил в цветущие сады, о проложенных им дорогах и о развитой им экономике. Певец возвещал о выигранных войнах и о боевых маневрах, о блистательных победах и захваченных территориях.
Эти песни были приятны для слуха, и сердца слушателей восхищенно волновались от них. Царю это нравилось. Но слушать этого певца изо дня в день надоедало. Поэтому он выступал поочередно с другим талантливым певцом — евреем, который исполнял потрясающие песни хвалы и благодарности Творцу мира. В них он прославлял Того, кто создал свет и сотворил тьму, позволил сиять Солнцу и дуть ветру, пустившему ручьи течь по руслам и вырастившему траву и цветы, фрукты и урожай в пищу человеку и животным. В этих песнях восхвалялся Творец, давший царю здоровье и крепкие силы, разум и прозорливость, спокойствие и радость.
Царь был человеком верующим, он знал, что все досталось ему по милости Б-жьей, но трудно было отрицать, что песни первого исполнителя услаждали его слух гораздо больше…
Сказал царь самому себе: оба они делают свою работу добросовестно и оба получат награду, как положено. Но первый, который постоянно меня хвалит, заслуживает от меня особого подарка. Второй же, который хвалит Творца, — ему пусть Творец и делает подарки… Как же поступил царь? Он приказал дать каждому из певцов буханки хлеба. Такой хлеб из тонко просеянной муки с царского стола — едва ли что-то сможет сравниться с ним по вкусу и запаху. Но в буханку для первого певца царь приказал спрятать двадцать золотых.
В конце рабочего дня оба исполнителя получили свой хлеб. Первый взял свою порцию, и лицо его помрачнело. Буханка такая тяжелая — наверное, тесто не пропеклось как следует. Такой хлеб будет невкусно есть. Сказал он второму: «Хочешь, поменяемся буханками?»
Еврей подумал про себя: «В любом случае это нееврейский хлеб. Есть его я не буду, отдам лучше курам. А если так, почему бы мне не сделать одолжение моему коллеге». Взял он тяжелый хлеб и положил во дворе с курами. Они стали клевать его, и «клад» был обнаружен.
На следующий день царь ожидал хвалебных слов от первого певца, но вместо этого к нему с благодарностью подошел второй. Конечно же, он не стал говорить о том, что отдал царский хлеб курам. Просто сказал «спасибо» за деньги.
На этот раз помрачнело уже лицо царя. Как же так случилось, что его пожелание не исполнилось? И когда еврей открыл рот, чтобы прославлять Творца за то, что Он вложил в сердце царя мысль сделать ему подарок, царь решил заставить этот рот умолкнуть раз и навсегда. Он втайне приказал испечь еще две буханки хлеба, и в одну из них положить смертельный яд.
Возможно, певец сядет кушать вместе с родными. В чем же провинились его жена и дети? Об этом царь не думал. Все, что его волновало, — никогда больше не слышать его пение.
Оба исполнителя получили свои буханки с благодарностью, и еврей направился к своему дому в дальней части столицы. Конечно, есть этот хлеб он не собирался — по той же причине, что и предыдущий. А у кур оставались крошки хлеба со вчерашнего дня. Еврей решил сохранить этот хлеб до завтра.
Вечером в его дверь постучали. Царский сын вернулся с охоты, уставший и измотанный, и решил немного отдохнуть в доме певца. «Есть ли в доме какая-то пища?» — спросил он.
«Конечно, есть хлеб Вашего отца», — ответил певец и положил перед ним буханку… (Майян а-Шавуа).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его