«Аврааму было семьдесят пять лет, когда он ушел из Харана» (12:4). Наш учитель раби Йосеф Хаим в книге «Бен Иш Хай» спрашивает: почему Тора здесь отмечает возраст Авраама при исходе из Харана? Это ведь совершенно незначительная подробность, никак не связанная с сутью излагаемой темы.
Раби Йосеф Хаим дает следующий ответ. Тора подчеркивает, что наш праотец Авраам был в ту пору старцем, уже пересекшим семидесятилетний возрастной рубеж. Это показывает нам, что он тотчас и без промедления отправился в страну Израиля не потому, что был по натуре быстрым и расторопным. Ведь в тот момент он уже был в таком возрасте, когда путешествия даются нелегко, а от переезда в другой дом обычно отказываются, предпочитая провести остаток своих дней на прежнем месте.
Однако Авраам приложил усилия и постарался изменить свое естественное состояние «как говорил ему Б-г» — только лишь из-за повеления Творца. Мы видим, что при исполнении любой заповеди Авраам спешил вопреки своему почтенному возрасту, как это видно из следующих фраз: «И к скоту побежал Авраам», «И встал Авраам рано утром».
Но есть и еще одно интересное наблюдение. В отличие от всего, что касается служения Б-гу, в обычных мирских вопросах Авраам не менял свою природу и не старался спешить. Это мы также можем выучить у гаона раби Йосефа Хаима в книге «Бен Йеояда» (Бава Кама 97 а). Там он проясняет то, о чем говорится в продолжении недельной главы Торы: «Авраам был очень нагружен скотом, серебром и золотом». На первый взгляд, это странное утверждение: что за похвала для Авраама в том, что у него было много имущества? Мудрец отвечает, что Тора хотела подчеркнуть: в материальных вопросах, «скот, серебро и золото», то есть во всем, что касается имущества, Авраам был «очень нагружен» (буквально «тяжел») — он действовал медленно и неторопливо. Но именно в духовных вопросах он вел себя расторопно и с большим рвением — противоположно тому, как обычно поступает большинство людей, которые в духовном действуют согласно природе, а в материальном прикладывают сверхъестественные усилия (Оцротейну).
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.