«Аврааму было семьдесят пять лет, когда он ушел из Харана» (12:4). Наш учитель раби Йосеф Хаим в книге «Бен Иш Хай» спрашивает: почему Тора здесь отмечает возраст Авраама при исходе из Харана? Это ведь совершенно незначительная подробность, никак не связанная с сутью излагаемой темы.
Раби Йосеф Хаим дает следующий ответ. Тора подчеркивает, что наш праотец Авраам был в ту пору старцем, уже пересекшим семидесятилетний возрастной рубеж. Это показывает нам, что он тотчас и без промедления отправился в страну Израиля не потому, что был по натуре быстрым и расторопным. Ведь в тот момент он уже был в таком возрасте, когда путешествия даются нелегко, а от переезда в другой дом обычно отказываются, предпочитая провести остаток своих дней на прежнем месте.
Однако Авраам приложил усилия и постарался изменить свое естественное состояние «как говорил ему Б-г» — только лишь из-за повеления Творца. Мы видим, что при исполнении любой заповеди Авраам спешил вопреки своему почтенному возрасту, как это видно из следующих фраз: «И к скоту побежал Авраам», «И встал Авраам рано утром».
Но есть и еще одно интересное наблюдение. В отличие от всего, что касается служения Б-гу, в обычных мирских вопросах Авраам не менял свою природу и не старался спешить. Это мы также можем выучить у гаона раби Йосефа Хаима в книге «Бен Йеояда» (Бава Кама 97 а). Там он проясняет то, о чем говорится в продолжении недельной главы Торы: «Авраам был очень нагружен скотом, серебром и золотом». На первый взгляд, это странное утверждение: что за похвала для Авраама в том, что у него было много имущества? Мудрец отвечает, что Тора хотела подчеркнуть: в материальных вопросах, «скот, серебро и золото», то есть во всем, что касается имущества, Авраам был «очень нагружен» (буквально «тяжел») — он действовал медленно и неторопливо. Но именно в духовных вопросах он вел себя расторопно и с большим рвением — противоположно тому, как обычно поступает большинство людей, которые в духовном действуют согласно природе, а в материальном прикладывают сверхъестественные усилия (Оцротейну).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его