Этрог — это нежный, чувствительный и уязвимый плод. Ботаники решили укрепить и защитить его и скрестили с лимоном. И действительно, они получили красивый и крепкий плод, средоточие всех достоинств. Один лишь у него был недостаток: такой этрог был непригоден, чтобы исполнить заповедь в Суккот.
Здесь заключен важный намек. Ведь этрог, по мнению еврейских мудрецов, символизирует сердце человека. Нельзя, чтобы в сердце была примесь чего-то постороннего. Там не могут действовать две силы одновременно. Сердце должно быть пронизано одним-единственным желанием — исполнять волю Творца, снискать благоволение в Его очах и удостоиться Его милости.
Наши учителя отыскали это же послание и в лулаве. Само это слово можно прочитать как «Ему сердце» (ло лев). «У пальмы есть лишь одно сердце», — сказали они. Раши комментирует: «У нее не расходится крона, но есть лишь один ствол с льстьями наверху. Так и у народа Израиля есть лишь одно сердце, устремленное к Отцу Небесному». Поэтому же «если кто-то видит во сне лулав, у того все сердце устремлено к Отцу Небесному». Суть в том, чтобы в сердце не было никакой мысли или желания, кроме как во исполнение воли Творца. Даже злое начало должно наполниться желанием совершать угодное Б-гу, и тогда два сердца станут одним.
Некоторые говорят: давайте «укрепим» чистое религиозное образование, примешав к нему посторонние науки и культуру других народов. А мы отвечаем: скрещенный этрог непригоден для заповеди. Оставьте сердца детей чистыми.
Конечно же, все сказанное относится и к нашим собственным сердцам (Майян а-Моэд).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский