Наши удивительные праздники многоцветны. Они сияют разнообразием своих красок. На трапезе вечером в Рош а-Шана присутствует множество добрых символов: яблоко с медом — чтобы год был добрым и сладким; красные зерна граната — чтобы умножились заслуги и заповеди; голова рыбы — чтобы мы встали во главе.
А как красочен праздник Суккот! Мы едим в шалаше, покрытом зеленью и древесными ветками, украшенном цветными гирляндами и прекрасными картинами. Взгляните на многоцветность Симхат Тора — на песни и танцы, возвышенные круговые обходы вместе со свитком Торы.
То же самое можно сказать и про все остальное. Свечи Хануки, оладьи, пончики и молочные блюда. Радость Пурима с чтением Мегилы и грохотом на слове «Аман». Оригинальный маскарад и подарки. Подготовка и покупки перед Песахом, уборка в доме, а затем — возвышенная ночь Седера, аромат заповедей, блюдо с четырьмя бокалами, чтение Агады и афикоман. Праздник Шавуот — бессонная ночь с чтением Тикуна и изучением Торы, украшенная синагога и чтение десяти заповедей.
В этом чудесном букете праздников есть один особенно возвышенный и выдающийся. Это праздник без трапез, без песен и без ярких цветов. Он выделяется своей белизной. Действительно, еврейский обычай — облачаться в этот день в белую одежду. Конечно же, речь идет о Йом Кипуре.
Это особенный день, превознесенный над всеми остальными. Даже те евреи, которые соблюдают заповеди во все дни года и не ходят в синагоги, в Йом Кипур появляются там, постятся и молятся. И их принимают доброжелательно и с радостью. В начале молитв этого святого дня хазан провозглашает: «С согласия Вездесущего и с согласия общины мы разрешаем молиться вместе с нарушителями».
Но есть и такие, у кого представление об этом великом и священном дне искажено. Им кажется, что во все дни года можно делать все, что взбредет в голову, а в Йом Кипур они приходят в синагогу как на всеобщее помилование, на «отпущение грехов».
Для таких мы расскажем следующую историю.
Жила одна девушка, которая достигла брачного возраста и познакомилась с парнем. У него не было профессии, не было сбережений и даже квартиры. Но девушку это не остановило. Она купила квартиру, обставила ее мебелью и даже дала ему право пользоваться ее сбережениями. Одежду на свадьбу для него она купила за свой счет, и стоя под хупой, он выглядел очаровательно. Естественно, за роскошную свадьбу и оркестр тоже заплатила она. После свадьбы они поехали в свою новую квартиру, а на следующий день этот парень пошел в магазин, чтобы купить продукты… и исчез.
Прошел час и два, но он не возвращался. Настала ночь, а жена сидела одна в квартире. Она стала опасаться, не случилось ли с ним какой беды. Может, его взяли в заложники, или он потерял память. Она обратилась в полицию, начались поиски. Прошла неделя, затем вторая, и эту тайну уже невозможно было скрывать.
Какой стыд и позор! Прошли месяц и два, но от мужа не было никаких сигналов — ни письма, ни телефонного звонка. Только банк докладывал о том, что со счета уходят деньги.
Так прошел год одиночества и горя. Это был год диаметрально противоположных чувств — от гнева и обиды до тревоги и страха. В годовщину своей несчастной свадьбы жена сидела одна, листала альбом и проливала слезы. Внезапно послышался стук в дверь. Она встала, чтобы открыть, и ее словно пригвоздили на месте: на пороге стоял ее жених одетый в точно такую же одежду — он был так же прекрасен и светился улыбкой, а в руках держал букет цветов. Он вошел в квартиру с тысячью извинений.
Жена была поражена. Она разрывалась между гневом и любовью с надеждами. Выгнать ли его за дверь, потребовать объяснений или все простить? Позволить ему открыть новую страницу?
«Ты вся побелела, — сказал муж, — садись, пожалуйста. Почему ты молчишь? Выглядишь напряженной…»
Что бы вы сделали? Как бы отреагировали? Она все-таки решила сдержаться. Села напротив него и улыбнулась. Не стала задавать вопросов, читать нравоучений. Она подавила недоумение. На следующий день муж снова пошел в магазин купить продукты и не вернулся.
На этот раз она не стала вмешивать полицию и не рассказала родителям о его приходе. Она смирилась со своим одиночеством. На следующую годовщину свадьбы даже не стала открывать альбом. Но звонок все же раздался, и у порога… кто бы это мог быть, если не наш жених одетый наилучшим образом и с букетом цветов. Глаза светятся улыбкой, а губы бормочут извинения.
Что бы вы сделали? Посторонились и дали ему пройти? Или захлопнули перед ним дверь?
Наверное, смысл этой притчи понятен сам собой. Но все-таки трудно удержаться и не процитировать короткий диалог, который произошел там, возле наполовину приоткрытой двери, между парнем на лестничной клетке и его женой.
«Чего ты хочешь?» — спросила она холодным, как лед, голосом.
«Я принес тебе цветы», — ответил он, — «Я очень прошу положить деньги на счет в банке, ведь я взял оттуда все, что было. У меня большие расходы, понимаешь…»
Верно, Йом Кипур — это день примирения и прощения. Но, главным образом, это был день дарования скрижалей закона народу Израиля. День, когда нам были переданы заповеди — таков его настоящий характер. День нового начинания, принятия бремени заповедей. Тех самых, которыми мы до сих пор пренебрегали.
Если так к нему подойти — с намерением исполнять или хотя бы начать исполнять заповеди Б-га, дверь откроется широко. Нас пригласят войти, не задавая трудных вопросов — например, где мы были до сих пор… (Майян а-Моэд)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский