В книге «Шаарей Армон» приводится красивая и точная притча о яблоке с медом и прочих обычаях Рош а-Шана, нацеленных на привлечение благословения на будущий год.
Это история с аристократом, который поехал в своей карете в Париж, столицу Франции. Там он спустился с кареты и зашел в один магазин. Через короткое время он вышел, неся в руках маленькую клетку, в которой сидела птица.
Кучер удивился: такая длинная поездка; пересекли реки и леса, города и страны — ради этой маленькой птицы? Он набрался смелости и спросил об этом у своего господина.
А господин сказал ему: «Эта маленькая птица называется соловей». Словно упомянуть название птицы достаточно, чтобы все объяснить!
Кучер ничего не понял. Он снова задал вопрос: «И сколько она стоит?»
«Пятьсот динаров», — ответил господин.
Кучер пришел в еще большее недоумение. Сел аристократ в свою карету и направился обратно в свою страну. Кучер держал поводья, а голова его была переполнена мыслями. Приехав домой, он сказал жене: «Послушай, расскажу тебе кое-что удивительное. Наш благородный господин поехал со мной во Францию и в Париже купил маленькую птицу. Такая маленькая, а стоит 500 динаров. А вкус у нее просто райский! Что сказать, человек живет лишь один раз. Все свои дни я так тяжело работал, разве я не заслуживаю хотя бы раз по-настоящему насладиться? Вот мы скопили 300 динаров на старость, давай займем еще двести и отведаем вкус жизни, вкус богатства».
Как решил, так и сделал. При первой же возможности он поехал в Париж и купил эту чудесную птицу.
Привез ее домой и повелел жене приготовить большую кастрюлю с луком и картошкой. Половину птицы нужно будет положить в кастрюлю — ее мясо непременно придаст чудный вкус всему супу. Наконец-то они испробуют деликатес богачей.
Жена сделала все, как он сказал. Попробовала суп, но не почувствовала в нем никакого особого вкуса.
Муж сказал ей: «Видимо, дело в том, что нельзя смешивать райский вкус со вкусом картошки. Попробуй зажарить вторую половину отдельно».
Она так и сделала, и супруги уселись за стол. Откусили кусок мяса, но вкус у него был как у старой подметки — вязкий, горьковатый и сухой.
В глазах у кучера потемнело, и он стал рвать на себе волосы: «Горе мне, горе! Все свои сбережения я потратил, да еще и в долг взял. И в итоге — ничего! Быть может, мы не сумели приготовить блюдо правильно, забыли положить какую-то приправу? Может, еще можно как-то спасти наши вложения и почувствовать этот чудесный вкус?»
Встал он и пошел к дворцу аристократа. Пришел и стал рассказывать: «Я видел, как господин купил маленькую птичку по столь высокой цене, и сам исполнился желания. Я купил такую же птицу и захотел на мгновение почувствовать себя богатым и благородным. Но, сварив ее, я не ощутил никакого вкуса. Скажу правду: если бы я купил гуся за два золотых, он был бы в сто раз приятнее на вкус!»
Аристократ рассмеялся: «Что за глупец ты! Эта птица — не для еды. Главное — слушать ее пение и наслаждаться голосом. Для еды есть те, что во много раз крупнее и вкуснее. Но никто не поет так хорошо, как соловей!..»
В чем смысл этой притчи? У многих вечер Рош а-Шана изобилует символами добра и благословения — яблоко с медом и гранат, голова барана, свекла и фасоль. Они должны знать, что для еды есть вещи повкуснее и посытнее. Но главное — не еда, а произносимые слова «Да будет воля», сопровождающие ее. Они должны произноситься с чувством и идти из глубины сердца, от страха перед Судом. Мы должны знать, что зависим от воли Творца и Его милосердия. А повлиять на приговор и на весь наступающий год можем лишь с помощью раскаяния и искреннего решения улучшить и исправить поступки. Да будет воля Его, чтобы для нас настал хороший и сладкий год.
В завершение: все сказанное верно не только в отношении яблока с медом, но и для всякой пищи. И не только в отношении слов «Да будет воля», но и для каждого благословения на еду.
Гаон раби Йерухам из Мира говорил, что если вы думаете, будто благословение на еду было установлено ради еды, ваши взгляды искажены — это словно поставить карету вверх колесами.
Несомненно, — добавлял он, — что это еда была создана ради благословения.
Углубимся в его слова. Мы видим, с какой мудростью создан мир: «Как велики деяния Твои, Б-же! Весьма глубоки Твои замыслы». Кто может дойти до полного понимания всей сложности одной из миллиардов клетков организма? Откуда же тогда в нас такая слабость — потребность в пище? Вы скажете: «Тело нуждается в топливе».
Но взгляните на атом: что заставляет частицы двигаться в стремительном вращении, как молния, без остановки, без усталости и торможения? Ведь мы могли бы питаться и из воздуха, как некоторые грибы, через дыхание. А если уж нужна пища, зачем такое удивительное разнообразие во вкусах, в запахах, в цветах и способах приготовления?
На это есть лишь один ответ: все было создано для благословения на еду. Это главное! Благодарность Б-гу — это цель творения. Печально видеть, как из еды делают главное, а из благословения — второстепенное…
Еще на ту же тему. Наш учитель Хафец Хаим спрашивал: в конце Биркат а-Мазон мы высказываем ряд просьб — о пропитании, о жизни и здоровье, о покое и радости и об окончательном избавлении. Вопрос в том, какое все это имеет отношение к благословению на еду? Не лучше ли попросить обо всем этом в молитве Амида…
Его ответ таков: Биркат а-Мазон настолько возвышен, что его произнесение с намерением вызывает благоволение на Небесах, и тогда в нашу жизнь можно привлечь все, что угодно.
Можно дать совет на Рош а-Шана: все просьбы, произносимые над яблоком с медом и гранатом, головой рыбы и всем остальным, высказать заново с намерением по завершении Биркат а-Мазон (Майян а-Моэд).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский