«Сын буйный и непокорный» (21:18). Заповедь трубить в шофар отличается от других заповедей, зависящих от голоса. В них главное — это произнесение слов, и слышащий их исполняет обязанность по принципу «Слышащий — как отвечающий» (Сукка 38 б). В случае же с трублением в шофар главное — это слышание. В благословении говорится не «трубить в шофар», а именно «слышать звук шофара». Поэтому, — пишет Рамбам, — если трубящий заткнет уши, так чтобы не слышать свое трубление, он не выполнит обязанность. Трубление — это как постройка сукки, а слышание — как пребывание в ней, что и являестя заповедью! («Тшуват Пеэр а-Дор» 51). Здесь заключен намек.
В нашей главе есть отрывок о «буйном и непокорном сыне». Речь идет о ребенке, который украл мясо и вино, обжоре и пьянице, который не слушал своих родителей, упрекающих его за это, и снова повторял свой поступок. Он наказывается со всей строгостью. Сфорно спрашивает: «Разве не следовало бы называть его “сын обжора и пьяница” — по действиям, которые он совершает?»
Этот комментатор отвечает, что какими бы тяжкими ни были поступки, они не оправдывают наказание смертью. Если человек согрешил, ошибся, сбился с пути, для него все еще есть надежда. Он услышит увещевание и вернется на добрый путь.
Когда же надежда исчезает? Когда ребенок становится «буйным и непокорным» и больше не хочет слушаться.
Элуль — это месяц самоанализа. Человек размышляет о своих действиях и убеждается в том, насколько он несовершенен (мягко говоря). Как же он предстанет перед Творцом в Рош а-Шана? С каким лицом явится перед Ним в Йом Кипур? Но нельзя отчаиваться, ведь еще остается надежда! Если только прислушаться, если не быть «буйным и непокорным», не отказываться услышать голоса рава, который увещевает и указывает путь.
Рабейну Йона перечислил двадцать шагов в процессе тшувы. Упомянув вначале, что «всякая тшува приведет к прощению» — что любой аспект и степень тшувы вызовет некоторую меру прощения грехов — он начинает объяснять эти ступени по порядку, начиная от раскаяния и прекращения греха и до самой вершины: «Отвращать многих людей от греха, насколько сможешь».
В продолжении своих слов он написал немедленный и сокращенный способ («Шаарей Тшува», врата 2, п. 10): «Когда человек услышит наставления мудрецов и увещевателей, пусть прислушается, подчинится и сделает тшуву, примет в сердце все слова упреков. Такой человек в одно мгновение выходит из темноты к яркому свету. Ибо в тот момент, когда он прислушается и услышит, а сердце его поймет и вернется, и примет он в день услышания слова увещевающего, и сделает все, как укажут ему хранители Торы с того дня и далее, — удастся ему тшува, и он превратится в другого человека. Счастлив он, ибо оправдал свою душу за короткое время» (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский