«Ибо правосудие принадлежит Всесильному» (1:17). В удивительной истории, рассказанной нам ее главным участником, живущим в Америке, содержится острое, как бритва, послание: оскорбление еврея, сына Царя царей, — чрезвычайно тяжкое преступление, особенно если речь идет об ученике.
Однажды ночью, — рассказывал он, — я увидел во сне моего покойного отца, который сказал мне: «Тебя хотят пригласить на небесный суд по делу об обиде, нанесенной тебе 43 года назад».
«И что мне делать?» — спросил я. «Пойди к раву Каневскому и спроси его, что делать», — был ответ. На этом сновидение закончилось.
Мне не понадобилось больших усилий, чтобы вспомнить в деталях то событие. Этот волнующий случай преследовал меня все эти годы, не оставляя никогда. Вот как все произошло.
В тот день я пришел на утренний седер в ешиву. Все 300 учеников уже находились в зале и начали учебу. Внезапно один из товарищей подошел ко мне и заявил, что Гмара, по которой я учусь, принадлежит ему, и что я должен вернуть ее. Я точно знал, что он ошибается, и потому не хотел ничего слушать.
Он обратился к раву, сидевшему в стороне, и тот подозвал меня. Не задавая вопросов и не выясняя, кто прав, он потребовал у меня вернуть Гмару товарищу. «Но эта Гмара моя», — попытался возразить я, и прежде, чем закончил фразу, получил сильную пощечину. Она была такой сильной, что я чуть не слетел с места. Эхо от удара раздалось по всему залу, так что все ученики смолкли, и в помещении воцарилась мертвая тишина.
Подумайте, о каком оскорблении идет речь. Триста парней видели, как меня позорят, будучи уверены, что я сделал нечто непозволительное, за что и получил такой мощный удар.
Естественно, я обиделся до глубины души. Я вышел из бейт-мидраша. Ко мне подошел глава ешивы и, услышав, что произошло, понял, какая чудовищная несправедливость была совершена. Он отпустил меня домой отдыхать.
Прошли десятки лет и примерно 4 года назад я почувствовал, что скучаю по ешиве, в которой учился в молодости. Я решил нанести туда визит и даже набрался смелости постучать домой к тому раву. Его жена сказала, что он плохо себя чувствует. Я содрогнулся, когда увидел его. Его голова вращалась из стороны в сторону в страшных движениях — словно что-то стояло перед ним и ударяло его по обеим щекам. Я хотел сказать его родным, что знаю причину, но сдержался и не произнес ни слова. Прошло четыре года, пока ко мне не пришло упомянутое сновидение.
Рав Каневский сказал, что «сны тщетное говорят», но услышав, что я чувствую в этом сне какую-то правду, посоветовал пойти в суд и сказать, что я полностью прощаю этого рава. Однако я все еще не чувствовал покоя. Я решил снова поехать к нему и сказать о прощении ему самому.
Но когда я постучал в дверь, сосед сказал, что накануне его срочно отвезли в больницу. Там у его кровати стояли родные — оказалось, врачи позвали их, сказав, что его часы сочтены. Я подошел к его младшему сыну, сказав, что хочу на мгновение поговорить с его отцом. Я добавил, что хочу напомнить отцу один случай, когда тот согрешил против меня. Сын испугался: «Разве ж это подходящий момент, чтобы говорить с отцом о грехах?! Он может принять это близко к сердцу и не выдержать!» Тогда я пересказал вкратце мой сон и предположил, что именно это может улучшить его состояние.
Родные согласились впустить меня. Состояние рава действительно было тяжелым. С большими стараниями я спросил, помнит ли он тот случай, когда обидел меня. Больной слегка кивнул головой в знак согласия. Я громко произнес, что прощаю его, и вернулся домой. Едва лишь я переступил порог дома, как зазвонил телефон — на линии был один из детей того рава: «Не спрашивай, что произошло, когда ты ушел, — заговорил он, — состояние отца внезапно улучшилось, и врачи были поражены, увидев, как он пошел на поправку».
Таковы подробности этой истории в том виде, как мы слышали ее от ее главного героя. Едва ли нужно долго пояснять выводы и уроки, которые можно извлечь из нее. Есть Суд и есть Судья, и даже спустя много лет, когда человек думает, что его грех «забыт», ему напоминают о том, что все записано и сохранено (Бархи Нафши).
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?