«И увидел народ, что Моше долго не спускается» (32:1). Что увидели приспешники великого смешения, сделавшие тельца? И что увидели десятки тысяч из народа Израиля, проявившие пассивность и не воспрепятствовавшие им? Об этом прямым текстом говорится в Торе: «И увидел народ, что Моше долго не спускается». Они допустили ошибку в расчетах, следуя неверной предпосылке.
Что делать? Перед ними были две возможности. Первая — обратиться к Аарону, брату Моше. Он пророчествовал в Египте еще до прихода Моше и стал его правой рукой во время избавления. Моше Рабейну сказал обращаться к нему по любому вопросу. Следовало бы попросить его узнать у Творца, почему Он не позволяет Моше спуститься и передать заповеди Торы.
Второй же путь, страшный и непокорный — если Творец не хочет вести нас посредством Своего посланника Моше, нужно найти ему замену. Вернемся к идолопоклонству, которым занимались в Египте. Сделаем тельца и будем приносить ему жертвы. Под его покровительством благополучно выберемся из этой передряги.
Те, кто так думал, заплатили за свою ошибку сполна. Все они погибли до одного. А что остальные? Они согрешили в мыслях, — пишет Рамбан. В каких мыслях? Они не примкнули к создателям тельца и даже не радовались в сердце его изготовлению. Они лишь содрогнулись от этого преступного действия. Но в глубине души они сказали: «Если уж великое смешение сделало его, он тоже может стать способом выбраться из пустыни. Мы этому не рады, но и это может стать решением. Пусть великое смешение идет за ним, и мы тоже пойдем. Справимся без Моше и без Всевышнего. Может, благодаря тельцу придет спасение».
Евреи не служили ему, только понадеялись на него. И гнев Б-жий возгорелся против них — еще немного, и для них было бы постановлено полное истребление.
С тех пор во всяких бедствиях, приходящих к народу Израиля — в разрушении храма, инквизиции, холокосте, погромах, терактах — есть нечто от наказания за грех с тельцом. Известно, что Творец не наказывает потомков, если только они не придерживаются поступков своих предков (Санедрин 27 б). Остается сказать, что и мы страдаем от того же недуга: вместо того, чтобы поднимать глаза к Творцу или обращаться к Аарону, то есть к святым людям поколения, мы устремляем взгляд к тельцу, ожидая от него спасения.
Какие волнующие слова произнес раби Шимон бар Йохай (Шохер Тов, Теилим 3), говоря, что было сделано тринадцать тельцов! Один из них должен был принести мир и безопасность, второй — избавить от экономического застоя и т. д. Имя первого (в переводе на современный язык) — ограда размежевания, имя второго — разумная экономика. Тельцов было по числу колен Израиля, и чем их становилось больше, тем сильнее разгорался гнев Б-га.
Давайте извлечем урок и будем знать: в итоге все золотые тельцы разрушаются, а служившие им терпят крах.
Удивительно, что в тот же шаббат, когда мы читаем в недельной главе о событиях с тельцом, заканчивают Афтарой о красной корове, которая, как говорят мудрецы, призвана искупить грех с тельцом: «Пусть придет мать (корова) и смоет грязь ее ребенка (тельца)» (см. Раши, Бемидбар 19:22). Мы не только ставим эту корову рядом с грехом, но эта близость двух текстов помогает нам еще лучше понять отрывок о тельце и сделать из него важные выводы.
Грех с тельцом был препятствием — в этом нет сомнений. Не зря Б-г обрушил Свой гнев и хотел уничтожить их.
Исправлением же стала красная корова. Здесь буквально работает правило «мера за меру»! Как при создании тельца люди пошли за своим разумом и устремлением сердца, игнорируя волю Творца, и как последовали они за египетской культурой, закрыв глаза на Провидение, так и в заповеди красной коровы евреи игнорируют насмешки других народов и непонимание со стороны разума. Эта заповедь называется словом «хука»: «Таково Мое постановление, и ты не вправе сомневаться в нем». И мы говорим себе: допустим, мы не понимаем, но Творец так приказал, а Он мудрее нас. Он приказал, а мы подчинены Ему и слушаемся Его голоса. Значит, не будем оглядываться направо и налево, а поступим согласно Его воле.
Когда святой гаон, раби из Шинавы, автор книги «Диврей Ихезкель», посетил Святую Землю около ста лет назад, ему навстречу во главе своей общины вышел раввин Цфата — раби Шмуэль Гелер. А между тем, караван задерживался. Уже спускались вечерние тени. Из уст собравшихся раздался вздох облегчения, когда они увидели приближающийся караван. «Что случилось?» — спросили они. Приехавшие рассказали, что в дороге раби остановился и спустился с осла, чтобы помолиться Минху в горах. Все уже закончили молитву, а его молитва продолжалась около часа. Поэтому и опоздали.
Раввин Цфата спросил, о каком месте в горах идет речь. Ему ответили, и тогда он воскликнул: «Теперь я знаю, что это святой человек Б-жий. Это та самая гора».
«Какая еще та самая?» — спросили его. И он рассказал.
Один араб пахал на этой горе, и вдруг его плуг наткнулся на что-то твердое и сломался. Араб нагнулся, чтобы разгрести землю, и его глаза засияли — он нашел золотой кувшин полный пепла. Он тотчас поспешил отнести кувшин в свой шатер и стал радоваться своему богатству.
Ночью во сне ему явился старец: «Верни кувшин с пеплом на место, потому что он свят!»
Араб встал обеспокоенный и пересыпал пепел в глиняный кувшин, который и закопал на горе.
На следующую ночь вновь вернулся этот старец и предупредил: «Верни пепел в золотой кувшин. Это пепел красной коровы, а сосуд — священный. Он ожидает избавление народа Израиля».
Араб встал в тревоге, но сказал себе: «Сны несут тщетное, не бывает сновидений без глупостей». На следующий день умер его сын, а сон повторился снова. Араб заупрямился: «Случайное совпадение!»
Прошел еще один день, и умер второй его сын. Старец явился во сне и сказал: «Золото ослепляет твои глаза, но это было последним предупреждением». Араб заболел и дошел уже почти до врат смерти. Из последних сил он взял золотой кувшин и пополз на гору. Там он пересыпал в него священный пепел и спрятал в земле. Это и была та гора, где раби решил помолиться Минху. Вот почему его молитва длилась так долго.
Да приблизит для нас Всевышний то время, когда Он окропит нас всех очистительной водой! (Майян а-Шавуа)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его