«А теперь пусть выберет фараон мудрого и разумного человека» (41:33). Праведный Йосеф истолковал сон фараона, в котором был намек на семь лет голода, идущих после семи лет сытости. Затем он посоветовал фараону назначить человека, который соберет урожай в годы изобилия, чтобы кормить людей в годы голода. Рамбан удивляется: его ведь просили только истолковать сон — зачем же он делает предложения? «Советником ли для царя поставили его?»
В книге «Баалей Брит Аврам» дается ответ от имени святого Ари согласно словам Гмары (Брахот 55 а): «Сказал раби Йоханан: о трех вещах Святой, благословен Он, провозглашает Сам — о голоде, об изобилии и о хорошем руководителе. О голоде — как написано (Млахим 2, 8:1): “Ибо призвал Б-г голод”. Об изобилии — как написано (Ихезкель 36:29): “И призвал Я урожай и умножил его”. О хорошем руководителе — как написано (Шмот 31:2): “Смотри, призвал Я по имени Бецалэля”». Об этом и сказал Йосеф: «То, что Всесильный делает, сообщил фараону». Он возвестил о голоде и сытости — значит, следовало добавить и третью часть и назначить хорошего руководителя.
Расскажем известную историю, но главное — не сама история, а урок, который каждый должен из нее выучить. Я слышал ее от одного из ее героев — раби Илеля Ротштейна из Беэр Шевы. Его мать была одной из поварих в доме «столпа милосердия» раби Ишайи Крастирера, благословенна его память.
Как известно, раби Ишайя был одним из самых гостеприимных людей, и его стол всегда был накрыт для каждого. Когда человек сам выполняет заповедь, это приносит ему больше заслуг, чем если он доверит ее другому, и потому раби Ишайя сам хлопотал, чтобы угодить посетителям. Рассказывают («Мей Беэр Ишайя» 120), что перед трублением в шофар, когда главы еврейского народа закрываются у себя в комнатах, чтобы подготовиться и прочесть отрывки из Зоара, он готовил длинные столы для толпы гостей к трапезе после молитвы. При этом он говорил с юмором: «Все руководители общины заняты “тайной тайн”, а я занимаюсь словами “к сытости, а не к голоду” (из молитвы Рош а-Шана)».
В один из годов был острый дефицит картофеля, который, как известно, является главной пищей в Песах. Картошка не просто была дорогой — ее вообще не было. Но как можно было провести Песах без картофеля? Раби Ишайя отправил посланников на север и на юг, на восток и на запад разыскать, где можно достать картофель. Все вернулись с пустыми руками, и лишь один рассказал, что в таком-то городе есть торговец (нееврей), у которого полные склады картошки, но он не хочет продавать ее. Видимо, ждет, пока цена на нее еще больше вырастет.
Раби Ишайя приказал собрать телегу и положить на нее мешки с монетами и денежными купюрами. Откуда у него были деньги? Ведь он все отдавал на благотворительность. Автор «Диврей Хаим» свидетельствовал, что раби Ишайя, едва получив от кого-то монету, сразу отдавал ее нищим без всяких колебаний, словно она ему не принадлежала. Он был всего лишь каналом, проводящим деньги к их получателям. Но в этот раз он, видимо, взял в долг большую сумму. Вместе с ним поехали еще двое помощников.
И вот, приехали в нужный город и добрались до пожилого торговца. Раби спросил, за сколько тот согласится продать картофель.
Старик пососал свою трубку и выпустил облако дыма. «Это не на продажу», — ответил он равнодушно.
«Ты ждешь, пока цена вырастет, — предположил раби, — давай я удвою ее прямо сейчас».
И снова взлетело облако дыма: «Я же сказал: не для продажи».
«Но ведь картошка сгниет на складе. А у тебя потом будет еще новый свежий урожай. Давай, назови цену и получишь деньги».
«Мне не нужны деньги, — неожиданно сказал торговец, — ты видишь, я уже стар. Что мне делать с твоими деньгами?»
Было непонятно. «Если тебе не нужны деньги, так отдай бесплатно. Евреям нужна картошка на Песах, иначе они будут голодать. Старые и молодые, мужчины и женщины…»
«Не для продажи», — резко оборвал его старик.
«Чего же ты хочешь взамен? Есть у тебя какие-то пожелания?»
Торговец достал свою трубку изо рта и, наконец, начал говорить: «Я хочу получить твою долю в будущем мире!»
Слышавшие это были в шоке. Какие пожелания! Но еще больше поразил их ответ раби Ишайи: «Нет проблем!»
«Я торговец. Пусть напишут договор о продаже по всем правилам», — настаивал старик.
Тотчас был составлен договор: торговец передает склады с картофелем раби Ишайе, а взамен получает его долю в будущем мире. Четверо человек, кроме заключивших договор, поставили подписи как свидетели. Раби запретил рассказывать об этом кому-либо в Крастире.
Караван телег приехал в город нагруженный мешками с картофелем, и жители, наконец, смогли возрадоваться. Десятки человек ели за столом у раби Ишайи, а остальные получили картошку бесплатно и весело провели праздник. После Песаха один из помощников уже не мог сдерживаться и открыл — естественно, по секрету — всю историю своему знакомому. Затем ее также по секрету стали пересказывать дальше, и скоро весь Крастир стал как бурлящий котел из-за разговоров. Люди собрались и, охваченные эмоциями, стали спрашивать: «Как можно?! Отдать весь будущий мир за… мешки с картошкой?»
На это раби воскликнул взволнованно: «Весь будущий мир Ишайи ничего не стоит, если во всем городе найдется хотя бы один еврей, у которого не будет картошки в Песах!»
Раби Ишайя был готов отказаться от обоих миров — и от этого, и от будущего — ради евреев. А на что готовы мы? (Мекарван ле-Тора)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский