«А теперь пусть выберет фараон мудрого и разумного человека» (41:33). Праведный Йосеф истолковал сон фараона, в котором был намек на семь лет голода, идущих после семи лет сытости. Затем он посоветовал фараону назначить человека, который соберет урожай в годы изобилия, чтобы кормить людей в годы голода. Рамбан удивляется: его ведь просили только истолковать сон — зачем же он делает предложения? «Советником ли для царя поставили его?»
В книге «Баалей Брит Аврам» дается ответ от имени святого Ари согласно словам Гмары (Брахот 55 а): «Сказал раби Йоханан: о трех вещах Святой, благословен Он, провозглашает Сам — о голоде, об изобилии и о хорошем руководителе. О голоде — как написано (Млахим 2, 8:1): “Ибо призвал Б-г голод”. Об изобилии — как написано (Ихезкель 36:29): “И призвал Я урожай и умножил его”. О хорошем руководителе — как написано (Шмот 31:2): “Смотри, призвал Я по имени Бецалэля”». Об этом и сказал Йосеф: «То, что Всесильный делает, сообщил фараону». Он возвестил о голоде и сытости — значит, следовало добавить и третью часть и назначить хорошего руководителя.
Расскажем известную историю, но главное — не сама история, а урок, который каждый должен из нее выучить. Я слышал ее от одного из ее героев — раби Илеля Ротштейна из Беэр Шевы. Его мать была одной из поварих в доме «столпа милосердия» раби Ишайи Крастирера, благословенна его память.
Как известно, раби Ишайя был одним из самых гостеприимных людей, и его стол всегда был накрыт для каждого. Когда человек сам выполняет заповедь, это приносит ему больше заслуг, чем если он доверит ее другому, и потому раби Ишайя сам хлопотал, чтобы угодить посетителям. Рассказывают («Мей Беэр Ишайя» 120), что перед трублением в шофар, когда главы еврейского народа закрываются у себя в комнатах, чтобы подготовиться и прочесть отрывки из Зоара, он готовил длинные столы для толпы гостей к трапезе после молитвы. При этом он говорил с юмором: «Все руководители общины заняты “тайной тайн”, а я занимаюсь словами “к сытости, а не к голоду” (из молитвы Рош а-Шана)».
В один из годов был острый дефицит картофеля, который, как известно, является главной пищей в Песах. Картошка не просто была дорогой — ее вообще не было. Но как можно было провести Песах без картофеля? Раби Ишайя отправил посланников на север и на юг, на восток и на запад разыскать, где можно достать картофель. Все вернулись с пустыми руками, и лишь один рассказал, что в таком-то городе есть торговец (нееврей), у которого полные склады картошки, но он не хочет продавать ее. Видимо, ждет, пока цена на нее еще больше вырастет.
Раби Ишайя приказал собрать телегу и положить на нее мешки с монетами и денежными купюрами. Откуда у него были деньги? Ведь он все отдавал на благотворительность. Автор «Диврей Хаим» свидетельствовал, что раби Ишайя, едва получив от кого-то монету, сразу отдавал ее нищим без всяких колебаний, словно она ему не принадлежала. Он был всего лишь каналом, проводящим деньги к их получателям. Но в этот раз он, видимо, взял в долг большую сумму. Вместе с ним поехали еще двое помощников.
И вот, приехали в нужный город и добрались до пожилого торговца. Раби спросил, за сколько тот согласится продать картофель.
Старик пососал свою трубку и выпустил облако дыма. «Это не на продажу», — ответил он равнодушно.
«Ты ждешь, пока цена вырастет, — предположил раби, — давай я удвою ее прямо сейчас».
И снова взлетело облако дыма: «Я же сказал: не для продажи».
«Но ведь картошка сгниет на складе. А у тебя потом будет еще новый свежий урожай. Давай, назови цену и получишь деньги».
«Мне не нужны деньги, — неожиданно сказал торговец, — ты видишь, я уже стар. Что мне делать с твоими деньгами?»
Было непонятно. «Если тебе не нужны деньги, так отдай бесплатно. Евреям нужна картошка на Песах, иначе они будут голодать. Старые и молодые, мужчины и женщины…»
«Не для продажи», — резко оборвал его старик.
«Чего же ты хочешь взамен? Есть у тебя какие-то пожелания?»
Торговец достал свою трубку изо рта и, наконец, начал говорить: «Я хочу получить твою долю в будущем мире!»
Слышавшие это были в шоке. Какие пожелания! Но еще больше поразил их ответ раби Ишайи: «Нет проблем!»
«Я торговец. Пусть напишут договор о продаже по всем правилам», — настаивал старик.
Тотчас был составлен договор: торговец передает склады с картофелем раби Ишайе, а взамен получает его долю в будущем мире. Четверо человек, кроме заключивших договор, поставили подписи как свидетели. Раби запретил рассказывать об этом кому-либо в Крастире.
Караван телег приехал в город нагруженный мешками с картофелем, и жители, наконец, смогли возрадоваться. Десятки человек ели за столом у раби Ишайи, а остальные получили картошку бесплатно и весело провели праздник. После Песаха один из помощников уже не мог сдерживаться и открыл — естественно, по секрету — всю историю своему знакомому. Затем ее также по секрету стали пересказывать дальше, и скоро весь Крастир стал как бурлящий котел из-за разговоров. Люди собрались и, охваченные эмоциями, стали спрашивать: «Как можно?! Отдать весь будущий мир за… мешки с картошкой?»
На это раби воскликнул взволнованно: «Весь будущий мир Ишайи ничего не стоит, если во всем городе найдется хотя бы один еврей, у которого не будет картошки в Песах!»
Раби Ишайя был готов отказаться от обоих миров — и от этого, и от будущего — ради евреев. А на что готовы мы? (Мекарван ле-Тора)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его