«Дай мне немного воды из твоего кувшина» (24:17). Элиэзер, раб Авраама, искал подходящую жену для нашего праотца Ицхака. Она должна была стать одной из праматерей, на которых будет построен дом Израиля. Он остановился возле колодца и увидел Ривку с кувшином на плече, приближающуюся к этому месту. Вода же словно сама собой поднималась ей навстречу, доходя да ее ног. Ей же ничего не оставалось, кроме как наполнить ею свой кувшин.
«Это отличительный знак, которого не встретишь среди дочерей Кнаана, но лишь среди такого святого и благословенного потомства, как Авраам» (Ор а-Хаим, Берешит 24:7). Элиэзер подбежал к ней и попросил: «Дай мне немного воды из твоего кувшина». Если она скажет: «Пей, и верблюдов твоих я напою», значит, она прошла испытание и навечно удостоится стать матерью народа.
Мы же стоим пораженные: неужели после такого чудесного явления, как подъем воды из колодца, нужно еще какое-то испытание ее милосердия? Ведь с Небес уже доказали, что она праведница!
Однако Тора — это книга наставлений и инструкций. Из этой главы мы учим, что нельзя слепо следовать за чудесами и удивительными явлениями. Это еще не доказательство того, что сам человек полноценен и обладает добродетелями. Здесь мог приключиться странный случай, или было особое время благоволения, или колдовство, или Ривке помогли заслуги предков. Не этим проверяется человек. Нужно видеть его собственное совершенство и хорошие качества.
В Агаде к Песаху мы находим следующее: «Сказал раби Элазар бен Азария: я словно семидесятилетний старец, но не удостоился того, чтобы произносить об исходе из Египта по ночам, пока это не вывел (из Писания) Бен Зома». Известно, что раби Элазару бен Азарии в ту пору было восемнадцать лет, но он был таким умным и эрудированным, что его хотели сделать главой академии.
Жена сказала ему: «Твоя борода еще черная!» Произошло чудо, и борода поседела — он стал выглядеть семидесятилетним.
Поэтому он и сказал: «Я словно семидесятилетний». Но почему он упомянул об этом событии здесь, в обсуждении Алахи? Он хотел сказать: «Смотрите, Свыше признали мое величие! Ради меня было совершено чудо, и моя борода поседела. Видели ли вы такое чудо прежде? Но когда я пришел, чтобы постановить закон, меня не слушали. Чудо никого не убедило, знамение не впечатлило. В итоге пришел Бен Зома и вывел закон, истолковав текст Торы. Он победил, и Алаха была установлена согласно его мнению. Чудеса не впечатляют мудрецов. Когда раби Элиэзер Великий творил явные чудеса, пытаясь убедить других в своей правоте — дерево было вырвано, а течение воды изменило направление — раби Йеошуа сказал: “Дерево — не доказательство, и из течения воды нельзя приводить аргументы” (Бава Мециа 59 б).» Алаха не была установлена согласно мнению раби Элиэзера.
Мы встречаем в Гмаре потрясающую историю (Шаббат 108 а). Великий амора Шмуэль стоял на берегу реки вместе со своим учеником Карной. Внезапно без всякого ветра вода взволновалась и стала подниматься. Шмуэль поднял взор и увидел приближающийся корабль. Он сказал Карне: «На этом корабле плывет великий человек. Он страдает от морской болезни из-за покачивания, и сейчес он подошел к борту из-за тошноты. И из уважения к нему, чтобы с берега его не увидели в таком состоянии, поднялись волны и скрыли его».
Как удивительно! Шмуэль, бывший врачом, сказал Карне: «Когда корабль причалит, пойди и разузнай об этом человеке. Если он велик в Торе, приведи его ко мне, и я вылечу его». Пошел Карна и встретил Рава. Задал ему вопрос по Алахе и был потрясен ответом, привел его к Шмуэлю, и тот его вылечил.
Вы видите? Если перед нами настолько великий человек, что вода сама собой поднимается и создает стену перед ним, чтобы оградить его от постороних взглядов, этого еще не достаточно! Это не доказывает, что он по-настоящему велик. Нужно устроить ему экзамен и посмотреть, как хорошо он знает Тору. Лишь тогда вздымающиеся волны можно счесть верным свидетельством. Запомним этот урок и будем следовать ему в жизни.
Верно, народ склонен впечатляться чудесами — истинными или воображаемыми, верными или ложными — и доверять разным людям, не выясняя их характер и качества, познания и величие. Словно достаточно того, что есть мантия и плащ, особая атмосфера и окружающий блеск, а то и вовсе происхождение от великих предков, чтобы быть великим человеком, перед которым открываются небеса — праведником, который постанавливает, а Всевышний выполняет (Моэд Катан 16 б).
Но это не так! Рассказывается (Менахот 53 а), что раби Прейде сообщили о важном госте — раби Эзре, внуке раби Автоласа, который был десятым поколением после раби Элазара бен Азарии, а тот — десятым поколением после Эзры-Софера. Длинная святая династия.
Но раби Прейда спросил: «И что с того? Если он мудрец — отлично. Если мудрый и с хорошей родословной — еще лучше. Но если у него только хорошая родословная и больше ничего — его поглотит огонь!…» Это благородное происхождение вызовет к нему дополнительную строгость свыше.
В Гмаре (Бава Батра 116 а) написано: «У кого есть больной в доме, пусть пойдет к мудрецу, и тот помолится за него». У мудреца Торы в руках находится ключ к благословению и спасению. Всевышний создал мир согласно Торе, и обретший мудрость Торы господствует над миром и корнями творения. Великие каббалисты тоже были знатоками святой Торы. В Гмаре почти не встретишь главы, в которой не был бы упомянут раби Шимон бар Йохай. Святой Ари был одним из авторов книги «Шита Мекубецет» (подробные комментарии к Гмаре). Ведь Святой, благословен Он, Тора и Израиль — едины. Лишь с помощью Торы, труда над ней и величия в ней мы приближаемся к Творцу и приносим спасение ближним (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский