«И радуйся всему добру, которое дал Б-г Всесильный твой тебе и дому твоему» (26:11). Наш учитель «Ор а-Хаим» объяснил это так: «Добро — это ни что иное как Тора», как сказано у мудрецов (Авот 6:3). И в связи с этим он написал: «Если бы люди чувствовали сладость и прелесть Торы, они бы сходили с ума и бежали за ней, и все серебро и золото мира ничего не значило бы для них. Ведь Тора уже включает все добро, какое есть в мире».
У гаона раби Йеуды Цадки, главы ешивы «Порат Йосеф», была особенная любовь к Торе. Он любил рассказывать историю, произошедшую между ним и святым Адмором из Гура, автором «Имрей Эмет».
Когда Адмор в 1920 году приехал в Иерусалим, народ вышел встречать его. Я тогда был девятилетним ребенком и тоже вышел вместе со всеми. Внезапно Адмор обратился именно ко мне и спросил, что я изучаю. «В хедере мы учим Мишну, трактат Шаббат», — ответил я.
«А почему в этом трактате 24 главы?» — спросил Адмор.
В те дни я еще не знал ответа и сказал Адмору, что побегу спросить мудрецов Иерусалима. Я прибежал в бейт-мидраш «Шошаним ле-Давид», где находился автор книги «Каф а-Хаим». Этот мудрый гаон тотчас показал мне комментарий к Мишне, где содержалось два ответа.
Во-первых, шаббат назван «невестой», а у пророка Ишайи сказано, что у невесты есть 24 одежды. Во-вторых, соблюдающий шаббат словно исполняет всю Тору, а в Танахе есть 24 книги. Вот почему и в трактате Шаббат содержится 24 главы.
И вот девятилетний ребенок, который в будущем встанет во главе одной из известнейших ешив еврейского мира, прибежал обратно к Адмору из Гура. Тот улыбнулся, услышав ответы, и подарил ребенку монетку в пять грошей.
Мать продела нитку в отверстие в монете и сказала носить ее на шее, чтобы благословение праведника осуществилось в полной мере.
Рав Цадка рассказывал, что за все время, пока этот «талисман» висел у него на шее, ему удавалось давать учителю самые точные и остроумные ответы из всех детей в классе. А когда он потерял эту монету, то сильно сожалел об этом (Леханех бе-Симха).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его