«Судей и стражей поставь себе во всех вратах твоих» (16:18). Рав Хаим Виталь написал: «Здесь сказано не “поставьте во всех вратах ваших”, а именно “во всех вратах твоих”, в единственном числе. Это сообщает тебе, что каждый человек должен быть бдительным и поставить судью и стража на каждые врата своего тела. Нужно следить за тем, чтобы глаза не смотрели на запрещенное, чтобы уши не слушали запрещенное, а рот не вел себя произвольно ни в словах, ни в еде». Рав Хаим Виталь заканчивает на том, что если человек будет как следует беречь свои телесные «врата», перед ним откроются врата рая.
Следующую историю мы слышали от сына раввина, который в прошлом работал одним из руководителей выдающейся ешивы в центре Израиля, и сегодня его уже нет с нами. Его сын рассказывает.
У моего отца был обычай регулярно проходить по комнатам учеников в утренние часы и будить их на молитву. Делал он это весьма деликатно, легким похлопыванием внося в них дух жизни и радостным голосом произнося наставления и слова Торы.
Однажды, находясь рядом с кроватью одного юноши, мой отец слегка притронулся к его плечу и разбудил его. Но этот парень из-за чего-то испугался, вскочил с кровати, инстинктивно замахнулся и… ударил моего отца по щеке так, что аж звон раздался. А потом он вернулся спать.
Мой отец на какое-то время был ошарашен поступком ученика, вышел из комнаты и, ничего не говоря, отправился в зал ешивы. Ему не потребовалось много времени, чтобы понять, что юноша, очевидно, не намеревался его бить, а просто не контролировал себя. Как известно, когда человек пробуждается, он часто ничего не соображает, пока не придет в себя.
Дополнительное доказательство для этого вывода рав нашел в том, что ударивший его парень, как ни в чем не бывало, вошел в зал ешивы и даже не подошел попросить прощения. Это однозначно показывало, что удар был сделан в состоянии полного непонимания происходящего.
Поскольку соседи по комнате были свидетелями случившегося, позже виновник узнал о своем поступке и попросил прощения. Рав успокоил его, сказав, что ничего страшного не произошло. Однако слух об этом дошел до председателя всех отделений ешивы, который тотчас собрал коллектив раввинов и заявил, что этот юноша является «сыном буйным и непокорным», и его надлежит выбросить из ешивы.
Услышав о таком, мой отец вошел в комнату председателя и сказал уверенным тоном: «Если ешива исключит этого ученика, то и я уйду вместе с ним!»
Затем он рассказал о трудностях, которые испытывает семья этого юноши, и сколько труда было вложено, чтобы помочь ему в учебе.
«Что же Вы предлагаете сделать?» — спросил председатель.
И здесь мой отец всех удивил, сказав, что в «наказание» он будет лично изучать с провинившимся каждый день книги Мусара на тему достойного поведения. Такое решение все приняли.
Прошли годы, и тот ученик закончил ешиву, перейдя в другую, более высокую ешиву в Иерусалиме. Достигнув соответствующего возраста, он женился на превосходной невесте. Прежде, чем идти под хупу, он пришел к моему отцу и со слезами попросил, чтобы тот простил его за эту ненамеренную пощечину. Мой отец обнял его по-дружески и снова сказал, что никогда не сердился за это.
Спустя еще несколько лет, мой отец умер, будучи еще довольно молодым. Мы сидели семь дней траура, и во всем доме были слышны слова утешений. Внезапно к нам вошел еврей, весь вид которого свидетельствовал об учености, одетый во фрак и со шляпой раввина на голове.
Он посидел со всеми братьями, соболезнуя нам, а затем встал, прося у всех внимания. «Я тот самый юноша, — сказал он, — который ударил покойного по лицу, и теперь прошу прощения у всех вас. Сегодня я преподаю в колеле на севере Израиля, и у меня 10 детей, которые все учат Тору. И все это в заслугу вашего отца. Если бы тогда меня исключили из ешивы, сегодня меня бы здесь не было» (Леханех Бесимха).
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Рав Овадья Климовский
Наши праотцы не весь день сидели за учёбой?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Шломо Гольдман
Хава Куперман
Рав Зеев Гершензон
А как же братская любовь? Отдать последнее, но помочь брату?
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.