«Осветит Б-г лицо Свое тебе и помилует тебя» (6:25). В Мидраше так это объясняют (Бемидбар Раба 11:6): «“Осветит Б-г лицо Свое тебе” — в Торе, “и помилует тебя” — в твоих пожеланиях». В книге «Цицим у-Фрахим» автор объясняет, что одно напрямую зависит от другого. Ведь не зря мудрецы говорят: «Каждый, кто занимается Торой во имя нее, удостаивается многого». Если у нас будет благословение в изучении Торы во имя нее, Б-г исполнит все пожелания наших сердец во благо.
Вот почему нужно постараться и удостоиться благословения мудрецов, изучающих Тору во имя нее, — тогда Б-г исполнит наши желания и удовлетворит потребности. И также сказано (Бава Батра 116 а): «У кого дома есть больной, путь пойдет к мудрецу, и тот помолится за него». Ведь праведник постановляет, а Святой, благословен Он, исполняет.
Детей нужно воспитывать, убеждая их в том, что человек может достичь состояния, когда ничто в мире не способно оторвать его от Торы. Младенцу, который держится за соску в бутылке с молоком, ничто не помешает сосать ее, и так же изучающий Тору в святости и чистоте сосет и питается ее сладким и приятным вкусом.
Очень важно внедрить это священное чувство в сердца детей, пока они еще маленькие. Следующий рассказ подарит им импульс к этому.
Школьный учитель (меламед) раби Хаима из Бриска по имени раби Давид Блиндер звался «слепым», поскольку не выглядывал за пределы четырех локтей вокруг себя. Он жил в России в ту пору, когда власти издали жестокие постановления против евреев. Однако он не обращал на это внимания. И даже когда вышел приказ, запрещающий преподавать детям Тору, он собирал десятки детей в погребе и обучал их.
Внезапно, пока разбирали отрывок из Тосафот, в помещение вошел офицер КГБ. У присутствующих сперло дыхание. Все были уверены, что участь их теперь решена. А раби Давид не только не потерял самообладания, но и подошел к офицеру и… ударил его по щеке.
Мучительная смерть считалась слишком легким наказанием за такое действие! Ударить советского офицера в разгар совершения столь тяжкого «преступления» изучения Торы! Но, к великому удивлению, офицер вышел из погреба и больше уже не возвращался, а с раби Давидом и бывшими с ним детьми ничего плохого не случилось.
Когда, спустя много времени, гаон автор книги «Бейт Леви» встретил раби Давида, то спросил у него, как же он осмелился подвергнуть детей такой страшной опасности? Если уж собственную жизнь не жалко, это еще можно понять, но дети! Кто разрешил так поступать?
Раби Давид ответил ему: «Я сам хочу спросить тебя в ответ: как бы ты поступил? Ведь у меня хотели увести детей посреди разбора Тосафот! Ты мог бы поступить иначе?!»
Гаон раби Яаков Эдельштейн, который и передал этот рассказ, добавляет: офицер не тронул раби Давида Блиндера и не донес о нем потому, что пощечина, которую тот нанес ему, была столь сильна, что это выбило ему несколько зубов. И ему было стыдно показывать, что пожилой еврейский учитель так ловко покалечил его.
Похожий рассказ я слышал в детстве об Адморе из Звиля, который, как известно, был святым человеком. Когда он жил в местечке Звиль, он не считался с требованием властей закрыть школы Торы и миквы. Он держал у себя дома и микву, и школу, в которой училось много детей.
Однажды в дом вошел высокий офицер и схватил маленького сына раби, спросив, где отец. Как раз в тот самый момент раби вошел в комнату, схватил старшего офицера за горло и начал душить его: «Ты будешь мешать нам обучать Торе еврейских детей?» — закричал Адмор из Звиля.
Офицер ушел оттуда, а родные рава стали готовиться к самому худшему. Они были уверены, что очень скоро полиция и солдаты окружат дом, схватят рава и будут мучить его адскими пытками. Но, к великому удивлению, ничего не случилось. Не только не было доносов на него, но и с тех самых пор власти стали относиться к нему с большим уважением.
Смысл всего этого прост: когда с Небес видят, что человек готов жизнь отдать ради Всевышнего и служить Ему в любых условиях, ему помогают сверхъестественным образом (Леханех Бесимха).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский