«Осветит Б-г лицо Свое тебе и помилует тебя» (6:25). В Мидраше так это объясняют (Бемидбар Раба 11:6): «“Осветит Б-г лицо Свое тебе” — в Торе, “и помилует тебя” — в твоих пожеланиях». В книге «Цицим у-Фрахим» автор объясняет, что одно напрямую зависит от другого. Ведь не зря мудрецы говорят: «Каждый, кто занимается Торой во имя нее, удостаивается многого». Если у нас будет благословение в изучении Торы во имя нее, Б-г исполнит все пожелания наших сердец во благо.
Вот почему нужно постараться и удостоиться благословения мудрецов, изучающих Тору во имя нее, — тогда Б-г исполнит наши желания и удовлетворит потребности. И также сказано (Бава Батра 116 а): «У кого дома есть больной, путь пойдет к мудрецу, и тот помолится за него». Ведь праведник постановляет, а Святой, благословен Он, исполняет.
Детей нужно воспитывать, убеждая их в том, что человек может достичь состояния, когда ничто в мире не способно оторвать его от Торы. Младенцу, который держится за соску в бутылке с молоком, ничто не помешает сосать ее, и так же изучающий Тору в святости и чистоте сосет и питается ее сладким и приятным вкусом.
Очень важно внедрить это священное чувство в сердца детей, пока они еще маленькие. Следующий рассказ подарит им импульс к этому.
Школьный учитель (меламед) раби Хаима из Бриска по имени раби Давид Блиндер звался «слепым», поскольку не выглядывал за пределы четырех локтей вокруг себя. Он жил в России в ту пору, когда власти издали жестокие постановления против евреев. Однако он не обращал на это внимания. И даже когда вышел приказ, запрещающий преподавать детям Тору, он собирал десятки детей в погребе и обучал их.
Внезапно, пока разбирали отрывок из Тосафот, в помещение вошел офицер КГБ. У присутствующих сперло дыхание. Все были уверены, что участь их теперь решена. А раби Давид не только не потерял самообладания, но и подошел к офицеру и… ударил его по щеке.
Мучительная смерть считалась слишком легким наказанием за такое действие! Ударить советского офицера в разгар совершения столь тяжкого «преступления» изучения Торы! Но, к великому удивлению, офицер вышел из погреба и больше уже не возвращался, а с раби Давидом и бывшими с ним детьми ничего плохого не случилось.
Когда, спустя много времени, гаон автор книги «Бейт Леви» встретил раби Давида, то спросил у него, как же он осмелился подвергнуть детей такой страшной опасности? Если уж собственную жизнь не жалко, это еще можно понять, но дети! Кто разрешил так поступать?
Раби Давид ответил ему: «Я сам хочу спросить тебя в ответ: как бы ты поступил? Ведь у меня хотели увести детей посреди разбора Тосафот! Ты мог бы поступить иначе?!»
Гаон раби Яаков Эдельштейн, который и передал этот рассказ, добавляет: офицер не тронул раби Давида Блиндера и не донес о нем потому, что пощечина, которую тот нанес ему, была столь сильна, что это выбило ему несколько зубов. И ему было стыдно показывать, что пожилой еврейский учитель так ловко покалечил его.
Похожий рассказ я слышал в детстве об Адморе из Звиля, который, как известно, был святым человеком. Когда он жил в местечке Звиль, он не считался с требованием властей закрыть школы Торы и миквы. Он держал у себя дома и микву, и школу, в которой училось много детей.
Однажды в дом вошел высокий офицер и схватил маленького сына раби, спросив, где отец. Как раз в тот самый момент раби вошел в комнату, схватил старшего офицера за горло и начал душить его: «Ты будешь мешать нам обучать Торе еврейских детей?» — закричал Адмор из Звиля.
Офицер ушел оттуда, а родные рава стали готовиться к самому худшему. Они были уверены, что очень скоро полиция и солдаты окружат дом, схватят рава и будут мучить его адскими пытками. Но, к великому удивлению, ничего не случилось. Не только не было доносов на него, но и с тех самых пор власти стали относиться к нему с большим уважением.
Смысл всего этого прост: когда с Небес видят, что человек готов жизнь отдать ради Всевышнего и служить Ему в любых условиях, ему помогают сверхъестественным образом (Леханех Бесимха).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его