Темы: Трума, Мишкан, Служение, Оцарот, Ковчег Завета
«И сделайте ковчег из дерева акации» (25:10). Переносной храм (мишкан) был сделан из столбов из дерева акации, покрытых золотом. Каждое бревно — само по себе. Но затем они были скреплены поперечными балками. Зачем нужен был такой труд? Не проще ли было заранее заготовить доски, которые можно прикреплять друг к другу?
Покров для мишкана был сделан из пяти полотен, в которых соединялись крученый виссон, голубая и червленая ткань, а рядом помещались еще пять полотен, также соединенных вместе. И две эти большие части прикреплялись друг к другу с помощью петель и золотых крючков. Здесь также возникает вопрос: разве не проще было соткать одно целое огромное полотно?
Однако, во всем этом заключен намек. Его раскрывает раби Овадия из Сфорно: «Это учит тебя тому, что и еврейский народ тоже не является чем-то однородным. Каждая община и каждое колено — уникальны. Все они стоят отдельно, сами по себе. Но все сочетаются, объединяются и связываются во имя служения Б-гу».
Известно, что ащкеназские евреи начинают молитву со слов «Благодарите Б-га», а сефарды — со слов «Песнь Давида к открытию храма». Но, подходя к отрывку «Да будет слава Б-жья вовек», они объединяются и оттуда уже продолжают вместе.
Святой автор комментария «Ор а-Хаим» пишет следующее: «Каждое колено Израиля стояло отдельно, и каждый еврей — “в стане своем и под знаменем своим”. Но разве все они не располагались вокруг мишкана? Он был центральной точкой, объединяющей еврейский народ. Это “срединный стержень” народа: “Наш народ является таковым только благодаря Торе”!» Вокруг храма — значит, вокруг колена Леви, служителей Б-жьих, обучающих Яакова Торе и Израиль — законам Его, располагавшихся в стане Шхины.
В Гмаре (Йома 72 б) говорится, что ковчег завета, в котором хранились скрижали и свиток Торы, намекает на мудреца. А сынам Израиля (т. е. всем членам общины) дается приказ: «И сделайте ковчег… и покройте его чистым золотом». Отсюда видно, что члены общины обязаны позаботиться о том, чтобы обеспечить раввина всем необходимым.
А что же им делать, если средств не хватает? Об этом узнаем из следующего рассказа.
Гаон раби Авраам а-Коэн, главный раввин Джарбы, был почитаем всеми членами общины. Он трудился над Торой и служением Творцу все свои дни и ночи, учился и преподавал, определял законы и вел свою общину к свету. Но из-за своей маленькой зарплаты он жил в голоде. Денег не хватало, чтобы купить хлеба для себя и детей. Он обратился в совет общины и попросил увеличить зарплату, но ему ответили: «Наши закрома пусты, а люди бедны. Высокие налоги отбирают весь наш труд, и нет возможности добавить даже монету».
В тот год наступила засуха. Цены на урожай выросли, и всем приходилось страдать. Исламский правитель Ибн Джерод обратился к своему секретарю-еврею: «Всегда в годы засухи вы молитесь, и приходит дождь. Почему бы вам не сделать так и в этот раз?»
Секретарь, который беспокоился о состоянии рава Авраама, ответил с умом: «В этот раз нам не ответят с Небес. Ведь у рава такая низкая зарплата, а склады общины пусты. Поэтому-то к нам и пришла эта беда, и свыше не хотят посылать дождь».
Правитель удивился, услышав эти слова, и разгневался на рава, из-за которого пришла беда. Встал он и пошел к нему домой с вопросом: «Значит, это вы вызвали засуху в этом году?»
«Ни в коем случае! — ответил рав, — мы ведь и сами страдаем из-за нее. Если уж в обычные дни моей зарплаты не хватает на еду, как же мне жить в период засухи, когда весь урожай подорожал? Но свыше следят за моим состоянием, и бедствия приходят вследствие этого».
На место гнева к правителю пришло понимание ситуации. Он пообещал раву, что с этого дня жалованье ему будут платить из государственной казны. А когда он возвращался обратно, с неба уже начали падать капли дождя! (Майян а-Шавуа)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его