Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Чтобы с радостью и охотой принимать уроки учителя, ученик должен знать о двух его качествах. Учитель мудрее его и лучше знает, что ему нужно, и изо всех сил печётся о его благе, и кроме блага ученика ему ничего не нужно»Рав Симха Зисл Зэев — Альтер из Кельма, Хохма у-Мусар, маамар 225
Когда человек входит в автобус и платит за проезд, он не горюет. Он знает, что за эту плату сможет проехать с комфортом и достичь желаемого пункта.

«А теперь не унывайте» (45:5). Гаон раби Моше а-Коэн из Джарбы написал книгу «Даркей Моше», состоящую из нравоучительных проповедей к недельным главам. В нашей главе он находит решительное указание: «А теперь не унывайте!» Нет ничего хуже уныния.

Когда человек призадумается, — говорит автор, — то увидит, что у него и в самом деле нет причин унывать. Ведь верно одно из двух: печальное событие является либо расплатой за предыдущий грех, либо подготовкой к будущему благу. В обоих случаях нечего грустить. Когда человек входит в автобус и платит за проезд, он не горюет. Он знает, что за эту плату сможет проехать с комфортом и достичь желаемого пункта. Едет на такси и платит — тоже не грустит, потому что получает услугу взамен своих денег.

То же самое — с любыми событиями в нашей жизни. Либо мы наслаждались грехом, а теперь от нас требуют расплатиться за искупление, либо это подготовка к будущему благу — как продажа Йосефа, благодаря которой его отец и братья могли питаться в годы голода.

Но раби Моше добавляет к этому еще кое-что. Если человек ехал, и теперь ему надо платить, он не может отказаться от оплаты и не переживает по этому поводу. Так почему же мы страдаем, когда наказание настигает нас? Ведь мы можем обратиться к Творцу в молитве и попросить прощения! Шхина нисходит только от радости. «А теперь не унывайте, радость Б-жья — крепость ваша!» (Нехемия 8:10)

Далее он пишет: «С этим согласны все врачи, как и наши мудрецы, и царь Шломо, и учителя законов — беспокойство и уныние подобны принятию яда. Даже если человек, продолжающий тревожиться, будет видеть себя здоровым, нет сомнений, что силы понемногу будут покидать его. Это произойдет и с материальными телесными силами, и с силами разума, и с силами души».

Великая заповедь — постоянно пребывать в радости! «Служите Б-гу в радости, предстаньте перед Ним с ликованием!»

В нашей главе круг замыкается. О снах Йосефа мы читали в главе Ваешев. Они вызвали гнев его братьев и суровость отца, привели к его продаже в рабство, к испытаниям в доме Потифера и длительному тюремному заключению. Но его сны исполнились именно вследствие этой продажи в рабство, и все его братья стояли и кланялись перед ним до земли, подобно снопам, увиденным им во сне.

А мы размышляем о конце этой цепочки событий и видим, как свыше их направляли шаг за шагом. Фактически, все здесь были игрушкой в руках высшего провидения. Братья, желавшие избежать осуществления снов благодаря продаже Йосефа, на самом деле запустили процесс их реализации. Мидьянцы и ишмаэлиты, Потифер и его жена, муха, упавшая в кубок фараона, и камень, оказавшийся в пироге, привели к заключению начальника виночерпиев и начальника пекарей, к их снам и к сну фараона. И весь египетский народ удостоился семи лет сытости, подобных которым прежде не было, а потом страдал от страшного голода, из-за которого Яаков пришел в Египет. И все только чтобы осуществить сон праведника!

Святая Тора вечна, и ее нравоучения и уроки также вечны для каждого из нас. Наш Отец и Пастырь руководит нами с Небес, направляет наши стези к определенной цели и к назначению, известному лишь Ему одному. В конце наши глаза откроются, и мы увидим, сколько благ Он сделал для нас, как поддерживал нас и направлял в пути!

Так провидение ведет нас и к окончательному избавлению. «Когда возвращал Б-г возвращающихся в Цион, мы были словно сновидящие» (Теилим 126:1). Во сне видят смешанные фрагменты, странные и оторванные друг от друга сцены. А просыпаясь, начинают выстраивать картину: вчера я видел то-то и то-то, слышал о чем-то, думал что-то, и становится понятно, к чему весь этот сон. Так и в изгнании все кажется фрагментарным, обрывочным и запутанным. Но с приходом избавления становится ясно задним числом, что к чему. Мы понимаем, как Творец приближал этот момент и вел нас к нему (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше