«Иди себе из страны твоей» (12:1). Это было шестьдесят лет назад. В городе Любань в Белоруссии работал молодой раввин под неусыпным надзором и тяжелой рукой коммунистического режима. Когда власти остановили работу местного шохета, рав научился сам резать скот и начал делать это для членов общины. Когда власти закрыли микву, он нашел способ превратить местный бассейн для плавания в новую, пригодную для окунания микву и убедил начальство (которое ничего об этом не знало) ввести отдельные часы плавания для мужчин и для женщин.
Но преследования становились все сильнее, его жалованье отняли, семью выгнали из квартиры, а самого его все чаще задерживали для жестких допросов. Ссылка в Сибирь казалась лишь вопросом времени. Выбора больше не оставалось. Граница Израиля была закрыта, и лишь с огромным трудом удалось получить возможность выехать в Америку.
Там его приняли с распростертыми объятиями, но при этом с пустыми руками… Ешив было мало, и все они были в плохом состоянии. Один из доброжелателей уговорил его стать инспектором кашрута в лавке мясника. В противном случае, — предупредил он, — раву придется голодать в буквальном смысле.
«Подожду еще немного, — ответил рав, гаон Моше Файнштейн, — может, мне попадется место, где изучают Тору».
И его пригласили возглавить ешиву «Тиферет Иерушалаим». Эту роль он исполнял около пятидесяти лет. Это позволило ему стать одним из тех, кто положил основы для великого переворота — расцвета Торы в Америке. Он стал законодателем поколения в Алахе и весьма почитаемой личностью. Только подумать! Ведь если бы он согласился стать никому неизвестным инспектором кашрута…
Однажды рав Файнштейн сказал своим близким: «Знаете, в чем разница между нами и… нашим праотцом Авраамом?»
Они удивились вопросу и еще больше ответу: «По правде говоря, нет никакой разницы…»
Увидев их удивление, он объяснил: «Авраам услышал голос Б-га, повелевающий ему: “Иди себе из страны твоей, из родины твоей и из дома отца твоего в страну, которую Я покажу тебе”. Он пошел по слову Б-га в неизвестную страну. Я тоже так сделал. И не только я — сотни тысяч евреев иммигрировали сюда. И я верю совершенной верой, что мы прибыли сюда по слову Б-жьему. Об этом написано прямым текстом: “От Б-га шаги мужчины!” (Мишлей 20:24). Однако, одно различие между нами есть. Авраам заранее знал, что такова воля Б-га, а нам казалось, что мы действуем по собственной инициативе. Только в конце, оглядываясь назад, мы понимаем, что это было волей Б-га…»
Так он объяснял слова Раши (Бемидбар 7:89) в комментарии к фразе «И услышал голос, говорящий ему» — Всевышний словно говорил Сам с Собой, а Моше услышал это. Так и мы действуем в мире, а потом выясняется, что «все было по слову Его», и что «Он, благословенный, совершал, совершает и будет совершать все действия».
«Если бы люди знали это, — сказал рав Файнштейн, — в мире не было бы разводов. Ведь Гмара открывает нам в начале трактата Сота, что за сорок дней до образования эмбриона небесный голос провозглашает: “Дочь такого-то — такому-то”. Однако, это речь, обращенная “к самому себе” — ведь мы не слышим ее. А когда жених и невеста встречаются и заключают брак, задним числом выясняется, что именно их имел в виду небесный голос, и что такова воля Б-га, словно они услышали это напрямую через пророчество».
Это удивительные слова. Они приносят веру и уверенность, спокойствие и безмятежность. Ведь в том же месте в Гмаре сказано, что небесный голос провозглашает и о том, кому достанутся дом и поле. Человек не может прикоснуться к тому, что уготовано другому, даже на волосок (Йома 38 б). Он должен радоваться своей участи, ибо это то, что ему постановлено. Ни кто из рожденных в мире не в силах отнять у него его долю, и никакие старания не помогут добавить к ней что-либо.
Все это дарует нам уверенность в личном плане и во много раз больше в отношении всего общества. Миллионы евреев собрались и пришли к наследию своих отцов, на Святую Землю, будучи направляемы Свыше. Нет сомнений, что страна развивается, дороги прокладываются, а в технологиях происходят прорывы — и все с одной-единственной целью. Все ожидают того момента, когда «вострубит великий шофар к нашей свободе», и наступит избавление. Храм Б-жий будет твердо стоять на вершине горы, и Б-гу будет принадлежать царство (Майян а-Шавуа).
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.