Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В Израиле книжный шкаф стоит в гостиной, открытый для всех желающих, в Штатах же только буфет с серебряной посудой стоит в гостиной, книги же спрятаны в одной из спален

«Соблюдайте же слова завета… чтобы вам иметь успех во всем, что будете делать» (29:9)

Рассказывает рав Галинский.

Я пекусь о семи колелях, в которых сотни студентов самоотверженно изучают Тору. Однажды я беседовал в Америке с одним состоятельным человеком, который уклончиво отвечал, что его первейший долг — поддерживать ешивы в Америке, по принципу «нищие твоего города — предпочтительнее» (Шулхан Арух, Йоре Деа 251:3). Это означало, что если им он не выделяет денег, мне тем более не даст.

Я ответил, что существует спор авторитетов, кому отдавать предпочтение — нищим Израиля или нищим его города (Хатам Софер, Хошен Мишпат 12), как написано: «О Сионе же будут говорить: такой-то муж родился в нем» (Теилим 87:5). И хотя все евреи считаются сынами Святой земли, все же гораздо важнее изучать Тору в земле Израиля. Ведь «ее Тора не имеет подобия, и ее мудрости нет сравнения» (Берешит Раба 16:4), и ее атмосфера умудряет (Бава Батра 158 б). А значит, непосредственные жители Израиля стоят на первом месте (Тосафот, Псахим 51 а). Также говорят, что слова «земля, истекающая молоком и медом» подразумевают, что на ней обнаруживают множество новых нюансов в Торе, которая слаще молока и меда, как написано: «Мед и молоко на языке твоем» (Шир а-Ширим 4:11).

Знаете, что он на все это мне ответил? Экий наглец.

Говорит: «Я-то знаю, что Тора земли Израиля сравнивается с молоком. Вот только коровы — здесь, в Америке!»

Я парировал: «Благоразумно, конечно, понимать свою функцию. Однако, затем я и здесь — чтобы этих коров доить! Говорят же мудрецы (Псахим 112 а), что корова желает поить теленка в большей степени, чем он сам желает пить…»

Видимо, не всякая корова.

— Что я вам могу сказать… — воспользовался он обычной отговоркой, — дела не в самом лучшем положении в последнее время.

Тоже мне. Без капли иронии, я настоящий специалист в области восстановления дел из упадочного состояния. Я обладаю проверенными и точными способами. И бесплатно даю консультации. Исполняю заповедь: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок, то поддержи его».

Говорю ему: «Принеси Талмуд, трактат Авода Зара».

Жителям Израиля есть чему поучиться у американских евреев. В Израиле книжный шкаф стоит в гостиной, открытый для всех желающих. Но не так прячут сокровища. В Штатах же только буфет с серебряной посудой стоит в гостиной, книги же спрятаны в одной из спален, от дурного глаза подальше. Подозреваю, правда, что там они защищены не только от дурного, но и от любого глаза.

Талмуд принесли, и я открыл его на странице 19 б. Указал пальцем и зачитал: «Сказал раби Йеошуа бен Леви: “Об этом написано в Торе, повторено у Пророков и в третий раз было сказано в Писаниях — у того, кто занимается Торой, во всех делах успех”.»

Написано в Торе, как сказано: «Соблюдайте же слова завета сего и исполняйте их, чтобы вам иметь успех во всем, что будете делать».

Повторили Пророки, как сказано: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен на путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Йеошуа 1:8).

В третий раз сказано в Писаниях, как сказано: «Но в законе Б-га воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь… и во всем, что он ни делает, преуспеет» (Теилим 1:2).

Было заметно его разочарование. Он явно искал практические советы.

Я сказал: «Значит, принеси трактат Брахот».

Он забрал одну книгу и принес другую. Ах, одно удовольствие — открывать новую книгу. Я открыл на странице 35 б и сказал:

— Давай прочитаем два соседствующих высказывания и подумаем об их соотношениях.

Первое высказывание: «Заметь, что первые поколения не подобны последним. Первые поколения, занимаясь Торой постоянно, а работая время от времени, добивались успеха и в том, и в том. Последние поколения, занимаясь Торой время от времени, а работой постоянно, не успевают ни того, ни другого».

И сразу за этим второе высказывание: «Заметь, что первые поколения не подобны последним. Первые поколения заносили урожай плодов через ворота, чтобы обязаться отделить десятину, последние же заносят их через чердак, чтобы освободиться от этой обязанности».

Какова связь двух высказываний?

Первые поколения занимались Торой постоянно, поэтому они преуспевали и в ее изучении, и в своей работе. Ведь так написано в мишне: «Кто возьмет на себя бремя Торы, с того снимается бремя житейских забот» (Авот 3:5). Но последние поколения, которые постоянно работают, — их труд не благословенен.

Хотя почему бы им не преуспевать, если они трудятся, чтобы поддерживать Тору, как сказано: «Будь счастлив, Звулун, в своих разъездах» (Дварим 33:18), то есть рабочих поездках (Раши), — если ты хочешь поддержать Иссахара в его шатрах!

Однако мы видим, что они заносят свой урожай через чердак, чтобы не иметь необходимости отделять десятину, и чтобы не пришлось делиться с коэнами и нищими. Раз так, как они могут желать, чтобы их труд был благословенным?

«Интересное замечание», — он любезно добавил, возвращая Талмуд в шкаф.

Выделил ли деньги? Куда уж там…

И хотя я не помог ему поддержать Тору, я удостоил его ее словами. Может, в их заслугу его дела пойдут в гору (Ве-игадта).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его