Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материальное — это лишь инструмент, необходимый чтобы служить духовному

«Человек, в котором дух» (27:18). В нашей недельной главе Моше Рабейну, верный пастырь, просит: «Да назначит Вс-вышний, Б-г духов всякой плоти, человека над общиной…» И Творец приказывает ему возложить руки на голову Йеошуа бен Нуна, назначив его руководителем народа вместо себя.

Что требуется от руководителя? Какими должны быть его качества? Йеошуа был «человеком, в котором дух», как отзывается о нем Сам Творец. Рав Авраам Ибн Эзра удивляется: разве не у всех живущих есть дух? Но здесь, по-видимому, имеется в виду нечто большее — возвышенный, благородный дух.

Мы видели руководителей, которые обещали мир и безопасность, жилье и работу, обещали, что больные не будут лежать посреди коридоров в больницах. Все это — очень важно, но остается вопрос: были ли выполнены эти обещания? Без этого не бывает истинного руководителя. Одна задача находится в компетенции министра безопасности, другая — министра финансов или здравоохранения. Но мы все еще не видим «человека над общиной», такого, кто возвышался бы над остальными, имел высокие идеалы и благородный дух и вел бы людей, как пастырь свое стадо.

Кто есть настоящий лидер, «верный пастырь»? Гаон рав Авраам Япан, глава ешивы Новардок, как-то рассказывал следующую историю. Сто лет назад, когда Россия воевала с Японией, ешивам запретили посылать делегатов заграницу на сбор пожертвований из опасений, что их обвинят в разведке и шпионаже, в связях с вражескими державами и в предательстве родины. Власти искали «козла отпущения», чтобы повесить на него вину за все поражения на поле боя. Нельзя было давать повода для ложных обвинений. Из-за этого пожертвования прекратились, и состояние ешив было плачевным.

Долги выросли до огромных размеров, продавцы отказывались давать товары в кредит. Ученики голодали, в буквальном смысле не имея куска хлеба. Нехватка средств была столь велика, что по ночам учились в темноте, устно повторяя изученное ранее, поскольку не было денег даже на покупку керосина для лампы.

Главы ешив собрались на экстренную встречу, чтобы обсудить ужасную ситуацию. Они решили, что если нельзя послать людей заграницу, нужно организовать сборы внутри страны, среди русских евреев. Но, к несчастью, было военное время, и всех, кто был пригоден к работе, забрали в армию. Экономика была заморожена. Кругом была нищета, и даже те, кто имел какие-то средства, отказывались делать подаяния, не зная, чего ожидать от завтрашнего дня.

Решили, что для спасения ешив нужно сделать следующее: послать самих руководителей ешив, чтобы они ходили по домам меценатов. Только они, знающие по своему опыту бедственное положение учащихся, смогут искренними словами убедить спонсоров.

Составили список, в котором учителя ешив были объединены в пары, чтобы отправить их на задание ради спасения ешив в этот трудный час. Казалось, решение было принято единогласно. Однако, внезапно Саба из Новардока, основатель известной системы ешив, встал и произнес: «Верно, ситуация в ешивах ужасная. Ученикам не хватает куска хлеба. Но я боюсь, что если главы ешив отправятся собирать деньги, то когда они вернутся с мешками хлеба, учеников они уже не найдут! Делайте, как хотите, а я возвращаюсь к моим ученикам!» На этом он покинул собрание.

Его резкие слова привели всех присутствующих в недоумение, и собрание в тишине разошлось. В Новардок затем пришло письмо от гаона рава Исера Залмана Мелцера, главы ешивы в Слуцке. Он писал, что эти решительные слова Сабы из Новардока спасли мир ешивского образования.

Это был настоящий лидер в народе Израиля, «человек над общиной». Это был «человек, в котором дух». И как бы не было ему больно (а он чувствовал боль до глубины сердца) из-за голода и лишений, он все равно знал, что хлеб — второстепенное, а Тора — главное. Знал, что материальное — это лишь инструмент, необходимый чтобы служить духовному. Да, нужно позаботиться и о хлебе — и он действительно заботился о нем, участвуя в собраниях и советах — но это не должно происходить за счет главного. Нельзя допустить, чтобы из-за этого из ешивы исчезал духовный авторитет, верный пастырь!

Фактически, каждый из нас, у кого есть дети, — пастырь для своего семейства. Он заботится о пропитании, «душой своей приносит хлеб». Пусть каждый извлечет урок из этого поучительного рассказа: не трудится ли он над заработком ценой духовного благополучия «стада», доверенного ему? Не достается ли ему хлеб за счет Торы? Не нужно ли посвятить больше времени своей семье и детям?

Это важный момент для размышления и практического применения (Майян а-Шавуа).

Читайте также: тема Духовное развитие человека


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

Вчера, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его