«Коэну будет» (5:9). Выступает рав Галинский.
В нашей недельной главе стоят рядом три отрывка, совершенно отличные друг от друга. Первый говорит о приношениях коэну, второй — о неверной жене (соте), третий — о назире.
Что объединяет их и связывает вместе?
Человечество можно поделить на две части: на мудрецов и глупцов. И где же находимся мы? Не спешите отвечать. Чтобы узнать ответ, нужно пройти испытание.
Где критерий? Об этом мы учили (Тамид 32 а): «Кто такой мудрец? Видящий будущее». И сказано (Коэлет 2:14): «У мудрого глаза в голове» — в начале дела он смотрит на то, каким будет его конец (Раши). «А глупец в темноте идет» — идущий во тьме может сделать только следующий шаг, но он не знает, что ожидает его дальше.
Суть в том, что мудрец живет будущим, смотрит на него и принимает в расчет. Он готов ограничить себя и потерпеть в настоящем ради блага в будущем. Он готов отказаться от желаемого сейчас, чтобы не пришлось страдать и получать наказание потом. А у глупца есть только настоящий момент и ничего более.
Под «видением будущего» понимается не только духовное, хотя духовное — прежде всего. Однажды я встретил человека, который рассказал мне, в каком печальном состоянии он живет. У него большая семья в маленькой квартире. Он переехал в большую квартиру и покупает ее через ипотеку. Ему приходится платить тысячи шекелей ежемесячно из своей скромной зарплаты.
Давать подходящий совет — это, как известно, заповедь. Я спрашиваю его: «А если сдашь свою маленькую квартиру, сколько будешь получать?»
«Четыре тысячи шекелей в месяц», — говорит он.
«И сколько будешь платить за съем большой квартиры?» — спрашиваю.
«Шесть тысяч в месяц».
Разница — две тысячи. «А сколько платишь сейчас?»
«Пять тысяч в месяц», — отвечает он.
Ну, разве не жалко? Можно экономить три тысячи ежемесячно!
«Верно, — говорит, — но ведь если платить по ипотеке, то через двадцать лет квартира будет моей!»
Он согласен тащить на себе бремя ипотеки, платить по пять тысяч в месяц и ограничивать себя во всех остальных сферах, лишь бы через двадцать лет (сколько ему будет лет и где он тогда будет?) иметь свою кватиру.
Эта способность терпеть в настоящем ради блага в будущем присуща исключительно человеку.
У меня во дворе гуляют кошки. Хоть я и не обязан их кормить, но иногда выношу им миску с молоком. С каким энтузиазмом они набрасываются на нее и вылизывают молоко!
А я наклоняюсь и шепчу им: не пейте все, оставьте на следующий раз…
Но никто меня не слышит. Если кошки едят, весь мир в тот момент словно умирает для них. Нет никаких мыслей о будущем.
Печально, что есть люди, ведущие себя как кошки. «Грешники полны сожалений» — ведь они живут в долг, а потом рыдают, когда наступает час расплаты.
Итак, в нашем первом отрывке есть заповедь давать приношения коэну и не задерживать их. Если так поступать, будет большой урожай, а если задержать — он уменьшится. Это учит нас тому, чтобы не жить только настоящим. В настоящем мы отнимаем у себя часть урожая, отделяя десятину и приношение. Но делается это со взглядом в будущее: это заповедь с вечной наградой, и к тому же исполняющим ее обещано изобилие и на земле.
Второй отрывок посвящен неверной жене. Раши пишет (Бемидбар 5:12): «Что написано выше? “Святыни каждого ему будут” — если ты удерживаешь (не даешь) дары коэнам, в итоге тебе придется идти к ним из-за своей неверной жены».
Здесь говорится, что если не будешь отдавать приношения, твоя семья распадется. Но где же справедливость? Ведь каждое наказание приходит по принципу «мера за меру».
Но все дело в том, о чем мы говорили. Кто не дает приношения коэнам, тот думает лишь о своем благе в настоящем, а не о воздаянии в будущем. И вся его семья берет с него пример. В итоге и его жена будет искать лишь наслаждения в настоящем ценой разрушения будущего.
Третий отрывок — о назире. Почему он стоит рядом с законами о неверной жене? Это учит тебя, что каждый, кто видит неверную жену в ее позоре, должен дать обет воздержания от вина, так как оно приводит к разврату (Раши, Бемидбар 6:2). Уменьшать удовольствия в настоящем ради сохранения будущего! (Ве-игадта)
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»
Рав Ефим Свирский
Рав Цви Патлас,
из цикла «Короткие видео по недельным главам»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»