«И сделали изваяние тельца» (32:4). Средства массовой информации поражены многими недугами. В них присутствуют все три самых страшных греха, какие есть в Торе, и в придачу они полны злословия, которое равносильно всем трем! Но сейчас речь пойдет не об этом.
В этот раз мы хотели поговорить о том напряжении, которое создает поток новостей. Народ кормят новой информацией без конца, не давая освежить голову и взвесить все факты самостоятельно. И это относится к нашей недельной главе.
Как получилось, что после величественного акта дарования Торы, народ Израиля согрешил, построив тельца? Раши комментирует: «Пришел Сатана и запутал весь мир — он показал им видение тьмы, мрака и хаоса». Ввел народ в напряжение, и люди собрались и стали требовать и упорствовать, пока не был сделан телец.
Чему это подобно? — объясняет Саба из Новардока в своей книге «Мадрегат а-Адам» — Фокуснику, показывающему трюки. Он убеждает зрителей благодаря ловкости рук, но если только мы вернемся, чтобы подумать и восстановить порядок его действий, просмотрим их шаг за шагом, то увидим обман и не попадем в ловушку.
Не зря говорят: «Спешка — от Сатаны». Это факт. Если бы мы были более спокойными, более умиротворенными и лучше взвешивали бы свои шаги, скольких ошибок можно было бы избежать!
Мир вокруг нас бушует, различные процессы стремительно развиваются. Нужно размышлять и стараться понять, взвешивать и вырабатывать собственное мнение. Видеть, что главное, а что второстепенное, в чем смысл, и где верное направление. Но когда изливают на людей бурный поток информации — главное и второстепенное, прошлое и будущее, интерпретации и прогнозы — в мозгу образуются «тьма, мрак и хаос». Получается вращающаяся и затягивающая внутрь воронка, а голова превращается в пчелиный улей!
Но чему здесь можно возмущаться? Ведь у любого телевизора и радиоприемника есть кнопка — его можно выключить. Или перейти на параллельный религиозный канал, где новости подают в чистой и правильной форме, согласно законам Торы.
Рассказывает гаон раби Илван Авидани из Курдистана. Однажды я был в дороге, и меня остановили в одной еврейской деревне. Там было около двадцати семей без шохета и моэля. Я пробыл с ними несколько дней и вынужден был нанести визит вежливости местному правителю — шейху Баадину, которому было около ста лет.
Шейх проявил любезность и сказал: «Один только вопрос есть у меня к тебе, мудрец евреев: зачем вы в пустыне сделали тельца?»
Я скромно ответил ему: «Боюсь сказать тебе правду…»
«А ты не бойся, — сказал тот, — говори, что думаешь. Тебе не причинят никакого вреда».
Я спросил: «Ты знаком с хронологией и датами исторических событий?»
«Да», — ответил он.
«Ты знаешь, что народ Израиля вышел из Египта с большим смешением, то есть с толпой язычников, и в основном это они сделали тельца?» — спросил я.
Он ответил: «Верно, но это не освобождает вас от ответственности. И доказательство тому, что Моше разбил скрижали, а Б-г хотел уничтожить вас!»
«Правильно, — говорю я, — но мы были прощены и вошли в страну Израиля, построили храм. Прошли годы, он был разрушен и построен снова. Только после этого появилась христианская вера, и лишь много лет спустя пришел ваш пророк. Согласен?»
«Да, — говорит, — все правильно».
«А значит, — продолжил я, — когда создавался телец, мы были вместе: мы евреи, и вы — большое смешение. Если мы держали этого тельца за хвост, то вы держали его за рога. Так почему ты обвиняешь нас, ведь все мы были в одной лодке…»
Все его советники отозвались: «Еврей прав, не на что жаловаться!»
Шейх согласился с ними, и меня отпустили с миром (Майян а-Шавуа).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его