«И сделай священные одежды… к славе и великолепию» (28:2). Гаон раби Давид Липкин, один из выдающихся учеников Сабы из Кельма, как-то рассказывал.
Это было еще до первой мировой войны. По торговым делам я оказался в Москве, в гостях у одного из живущих там богатых евреев. После молитвы мы вернулись к нему домой, и перед ним накрыли стол для завтрака. Из того немногого, что я помню, там был белый и черный хлеб, горячие булочки, масло, творог и варенье, разные овощи, тушеная и засоленная рыба, соки и пиво, и он сразу принялся за все это с аппетитом.
Я отметил с удивлением: «Понимаю, что человек тоже сделан из плоти и крови, и что ему нужно есть, но зачем столько всяких блюд?»
Он посмотрел на меня и произнес с важностью: «Да будет вам известно, что человек — не скотина. Перед скотиной ставят корыто с соломой, а человеку нужно разнообразие в пище».
Мы оба с ним понимали, что человек отличается от скотины в лучшую сторону. Но на его взгляд, эта разница состояла в разнообразии блюд…
Рав Элиэзер Рот рассказывал, что один учащийся, выпускник ешивы Хеврон, как-то раз пришел к машгиаху, раву Меиру Хадашу, и попросил у того, чтобы он объяснил ему, в чем состоит «величие человека», как этому учили в Слободке.
Машгиах ответил: что бы я тебе ни объяснил, это ничего не будет значить, пока ты не увидишь, как ведет себя рав Звулун Граз, глава суда в Реховоте. Советую тебе поехать к нему, остаться на ночь у него дома и посмотреть, что он будет делать. После этого тебе уже не понадобятся мои объяснения.
Его собеседник решил так и поступить, хотя он пока еще не представлял, как ему удастся остаться на ночь в доме у рава Звулуна. Он собрал вещи, поехал в город Реховот и в итоге решил поступить самым простым образом.
Он постучит в дверь рава и скажет, что ищет место для ночлега, придумав для своей ситуации какое-то объяснение.
Так он и сделал. Рав Звулун обнаружил у себя на пороге порядочного авреха, ищущего места для ночлега, и уже не стал задавать лишних вопросов. Он пригласил его в дом и приготовил ему постель.
Гость сильно обрадовался, что ему удалось оказаться в доме, и приготовился ждать, что же будет дальше. Он лег на кровать, притворился, будто спит, но краем глаза следил за тем, что делает хозяин.
И вот он видит, к своему удивлению, что рав Звулун тоже готовится отойти ко сну. Гость лежит на постели и продолжает следить за движениями рава. Ничего необычного в его поведении не было. Было совершенно непонятно, что имел в виду машгиах, советую поехать в Реховот.
Через несколько минут рав погасил свет в квартире, вошел в спальню и лег. Даже после всего этого, гость решил не закрывать глаза, а оставаться бодрствующим всю ночь — посмотреть, случится ли то, что советовал ему увидеть его учитель.
В два часа ночи он видит, как рав Звулун встал с кровати и пошел в туалет. Выйдя оттуда, он отправился в коридор, пройдя мимо спальни.
Гость, который уже почти отчаялся осуществить свою цель и открыть нечто такое, что будет указывать на «величие человека», слегка приподнялся с кровати и стал стараться разглядеть, что же рав делает в коридоре и почему не возвращается в спальню.
Когда он выглянул туда, его взору предстала удивительная картина.
За несколько секунд раби Звулун Граз одел свой фрак и положил на голову свою гамбургскую шляпу, и так — облаченный в свои «священные одежды» — произнес благословение «Который создал человека в мудрости…» с глубоким сосредоточением. Затем он снял одежду и вернулся в спальню.
Теперь гость все понимал…
Машгиах послал его в дом к раву Звулуну, чтобы тот понял, что «величие человека» определяется не тогда, когда он находится перед людьми. Настоящее величие — это когда человек уважает себя, и даже в середине ночи, произнося благословение, он не ленится и не проявляет слабости, а облачается в одежду и благословляет во всем великолепии, согласно своему обычаю.
Вот вам и «священные одежды к славе и великолепию» (Бархи Нафши)
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?