«А вот законы, которые положишь перед ними» (21:1). Раши комментирует: «Сказал Святой, благословен Он, Моше: И не думай, что тебе достаточно повторить им каждый раздел и закон два или три раза, пока он не будет у них на устах, как заученный текст, и что не нужно утруждать себя, объясняя его смысл и значение. Об этом сказано: “Которые положишь перед ними” — словно накрытый стол, где все готово для еды».
Непонятно, — удивляется рав Галинский.
Моше Рабейну сидел и повторял не два или три, а четыре раза (Эрувин 54 б). Пусть бы и они углубились и поняли, поискали смыслы — «будут ходить многие, и преумножится знание». Что же им нужно было делать, этому «поколению знания», которое питалось маном и у которого не было недостатка ни в чем? Лишь потрудиться немного! Если уж будет трудно, и они зайдут в тупик, тогда пусть придут к Моше…
Но все обстоит иначе: это Моше должен утруждать себя, помогая им понять смысл законов и их значение! Почему?
На мой взгляд, это не частное правило в законах изучения Торы, а общее правило в том, как нужно совершать добро, следуя путями Б-га.
Ведь написано (Эрхин 16 б): «Каков (минимальный) предел страданий? Даже если протянул руку в карман, чтобы взять три монеты, а попалось две, и приходится утруждать себя, вновь возвращая руку в карман, — это уже страдания!»
Если бы человек не согрешил прежде, Творец не заставлял бы его два раза протягивать руку в карман.
Но это странно: ведь Всевышний дал вам и деньги, и руку, и карман — так уж извольте слегка потрудиться. Сделайте хотя бы это. Разве обязательно, чтобы в руку сразу попала нужная сумма? Но в том-то и дело, что ответ: «да»!
Когда делаешь добро, сделай его в совершенстве!
В райском саду ангелы жарили мясо и процеживали вино для первого человека (Санедрин 59 б). Только из-за своего греха он был вынужден трудиться над производством хлеба (Брахот 58 а). Когда грех будет исправлен, земля станет выращивать готовые булочки. Так Творец показывает нам, что такое совершенная доброта.
Какой муж не убирает со стола после трапезы? Но совершенство в том, чтобы и посуду помыть! Речь идет, естественно, о ситуации, когда его супруга ела одна. Если он ел с нею, мытье посуды за собой уже не будет считаться совершением добра кому-либо. Известен следующий рассказ.
Один из хасидов Пшисхи поехал торговать на ярмарку в Данциг. Там было много торговцев-евреев, и все они преуспели в бизнесе и заработали большое богатство. Один из них взял в долг большую сумму, чтобы купить на нее товар для продажи, а как пришел на ярмарку, у него украли все деньги. Мир словно потемнел в его глазах. Мало того, что ему нечем было торговать, пока его товарищи зарабатывали и богатели, так теперь ему еще предстояло вернуться домой должником и просить подаяния.
Когда ярмарка закрылась, один из торговцев — хасид из Пшисхи — пригласил сто других торговцев на пир в честь удачного завершения. Тот несчастный, оставшийся без денег, тоже был среди них. После того, как поели и попили, и когда стало хорошо на душе у них, организатор пира встал и произнес: «Господа, мы все торговали и заработали прибыль и теперь возвращаемся домой радостные и веселые. Но есть среди нас один товарищ, у которого украли деньги. Эти деньги он взял в долг. Теперь он должен вернуть десять тысяч рублей. Он надеялся удвоить и утроить эту сумму, а у него все пропало.
Давайте же выручим его из этой скверной ситуации. Нас здесь сто, и каждый может дать ему двести рублей, чтобы он вернулся радостным в свой город».
Сказав это, он снял шляпу и перевернул ее, положил в нее двести рублей и стал передавать от одного к другому. Шляпа быстро наполнилась купюрами и была передана изумленному бедному торговцу. А его благотворитель сказал с юмором: «Здесь есть 19 800 рублей. Последние двести положи сам, чтобы дополнить сумму. Ведь теперь ты богатый и тоже должен давать милостыню…»
Когда он вернулся к себе в Пшисху, его учитель сказал ему: «Я слышал о том, что ты сделал — как выручил другого торговца из его беды. Но было неправильно предлагать и ему поучаствовать и вложить свои деньги. Хочешь сделать добро — сделай его в совершенстве!» (Ве-игадта)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его