Отец, бросивший слабого сына
«Каждого по его благословению благословил их» (49:28). Учителям нужно понимать огромную ценность каждого ученика, но что еще важнее — это знать основополагающее правило: каждого ученика нужно воспитывать согласно его особенностям и качествам. Нельзя взваливать на ребенка задачи, которые не подходят ему и не соответствуют его духовным силам.
В комментарии к фразе: «Каждого по его благословению благословил их» Раши говорит: «Он дал им благословение, которое в будущем придет к каждому из них». На первый взгляд, это вызывает недоумение: получается, что Яаков дал каждому такое благословение, которое и без того уже было свойственно его сути. Что же тогда он добавил им своим благословением? — спрашивает рав Поварский в своей книге «Маскиль ле-Давид».
Благословение Яакова заключалось в том, чтобы все их духовное восхождение происходило «от них самих» — чтобы они росли и развивались, исходя из своей природы. Он дал каждому из своих сыновей такое благословение, которое и в самом деле было заключено у него внутри, чтобы он смог достичь его изнутри себя.
Знание собственных достоинств — один из важнейших принципов в воспитании самого себя, а также и во всем, что связано с отношением к ученикам и детям. Кто не знает об этом принципе, тому лучше не заниматься воспитанием детей.
Есть красивая притча, способная проиллюстрировать, насколько нужно приободрять каждого ученика.
Некогда жил великий царь, решивший построить свой дворец на одной из самых высоких гор в своей стране. Многочисленная прислуга постоянно обеспечивала его всем необходимым.
Один из его верных слуг был водочерпием. Каждое утро спускался он к ручью, текущему в долине, под горой, и нес на своей спине ведра воды ко дворцу. Путь от ручья до вершины горы был долгим, и слуга каждый раз старался принести ведра полными, чтобы ничего не разлить по дороге.
Прошли годы, и когда двое сыновей водочерпия выросли, он подумал, что старость уже не за горами, и что скоро у него не будет сил носить ведра, а потому пора бы уже привлечь и их к этой работе. Он показал им путь и предупредил, что нужно выполнять задачу, не проливая ни капли воды.
Старший сын был здоровым и сильным. Ему удавалось поднимать ведра от ручья ко дворцу, не проливая не капли. Второй же сын был слаб телом, и ему приходилось совершать огромные усилия для переноса ведер. Но несмотря на все старания, капли воды выплескивались одна за другой на протяжении всего пути, так что, когда он добирался до дворца, в ведрах оставалась лишь треть или четверть воды, которую он черпал из ручья.
Так продолжалось долгое время, и мудрый отец, видевший все огромные старания, которые его слабый сын вкладывал в доставку ведер, ни слова не говорил ему о пролитой воде. Но сын сам, видя, что не справляется с работой отца, исполнился угрызениями совести и чувством неполноценности из-за того, что ему, несмотря на все усилия, не удается доставить воду.
Он обратился к отцу со слезами и сказал: «Я пришел извиниться перед тобой. Знаю, ты разгневан на меня из-за того, что я разливаю часть воды, пока иду от ручья ко дворцу. Но что я могу поделать? Нет у меня сил для этого. Поэтому я пришел просить о прощении».
У отца словно душа из тела вышла от слов сына, и он стал успокаивать его: «Я вижу все твои усилия, и это для меня самое главное. Когда я смотрю на твои старания, та треть или четверть воды, которую тебе удается принести, важнее для меня, чем полные ведра твоего брата».
Но несмотря на реакцию отца, сын все никак не успокаивался. Вновь и вновь он обращался к нему с просьбой о прощении.
Что же сделал тогда мудрый отец?
Пошел он и посадил цветы вдоль дороги, ведущей от ручья ко дворцу. Спустя какое-то время, когда сын снова спустился, чтобы принести воды, отец отправился вместе с ним и показал ему ряды красивых цветов, которые уже успели вырасти.
«Видишь, сынок, эти цветы? — спросил отец, — Знай, что они выросли благодаря каплям воды, которые пролились из твоих ведер. Каждое утро, после того, как ты поднимаешься с ведром во дворец, я иду к этой дороге и собираю самые красивые цветы, делая особый венок для царя. Ты даже не представляешь, дорогой мой сын, какую радость и удовольствие я доставляю ему этим, принося ежедневно новый венок!»
Смысл этой притчи очевиден. Нужно помочь слабому сыну, которому плохо дается учеба, и доказать ему, какое удовольствие он доставляет Всевышнему посредством каждого слова, которое он читает, каждого изречения, которое заучивает, даже если в процессе «падает» много капель знания, не попадая в его голову.
А заодно мы учим отсюда, что каждый отец и учитель должен специально поразмыслить о том, чтобы придумать хитрые приемы для ободрения слабых детей и учеников и направления их на дорогу, ведущую к дому Б-жьему, к служению в радости (Бархи Нафши).
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ