Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заслуга восстания Маккавеев приписывается Матитьягу, хотя он был уже старым. Но он делал это согласно Торе, и потому заслугу приписывают ему.

«И было в конце» (41:1). Мидраш говорит (Берешит Раба 89:1): «“И было в конце” — об этом сказано: “Конец положил тьме”». Нам может показаться, что мрак вечен, и что это состояние не изменить. Но ему положен предел, и когда наступает назначенный час, происходит переворот — из тьмы выходят к великому свету.

У меня есть вопрос по алахе, — говорит рав Галинский. Допустим, человек сидит посреди пустыни в шатре, освещенном керосиновой лампой. Если кто не знает, в такой лампе есть выключатель, с помощью которого поднимают фитиль для усиления пламени или опускают его, чтобы уменьшить огонь. Может ли человек исполнить заповедь зажигать свечу Хануки тем, что поднимет фитиль, и огонь захватит дополнительную его часть? Если говорить о шаббате, очевидно, такое действие было бы нарушением запрета зажигать огонь. Быть может, вы скажете, что в Хануку нужно зажечь отдельную свечу? Но мы видим, что гость обязан зажигать свечу Хануки, однако вместо этого он может просто использовать вместе с хозяином дома общее масло (Шаббат 23 а). А Рашба написал, что достаточно использовать общий фитиль (респонсы Рашба, 1:542).

Если все верно, у нас есть вариант свечи Хануки, светом которой будет разрешено пользоваться. Ведь в такой керосиновой лампе соединяются вместе обычная свеча и свеча заповеди!

Вы, возможно, спросите, с каких это пор я стал постанавливать алаху. Но у меня не было выбора! Мы были в Сибири, действовали ради укрепления иудаизма (это длинная история), и в итоге меня арестовали. Я оказался в камере вместе с восемьюдесятью заключенными — ворами и убийцами, низким сбродом. Но они как раз очень уважали меня. Увидели, что я держусь подальше от их еды и погружен в мой собственный мир, в молитву и изучение книг, и стали подходить ко мне посоветоваться и получить благословение.

Настал первый вечер Хануки. Вот вам и «возвещение о чуде на глазах у греков». Не было не только свечей, но даже спичек. Камера освещалась керосиновой лампой, излучавшей тусклый свет. Никто и не думал о том, чтобы увеличить огонь, поскольку тогда керосин быстро закончился бы, и все остались бы в темноте до утра.

Я сказал заключенным: «Послушайте, мне нужно выполнить заповедь моей религии. Могу я усилить огонь лампы на полчаса?» Они согласились. Один из них, грубый мужик, понес меня на плечах. Я произнес три благословения и повернул выключатель лампы…

Но меня постигла неудача — я повернул его не в ту сторону. Фитиль опустился, и огонь погас, а в камере воцарилась полная темнота. Мужик тут же опустил меня, а восемьдесят заключенных начали кричать: «Свет, свет!» Они стали греметь и стучать по стенам. Ужас, что началось! В камеру ворвалась тюремная охрана с оружием наготове. Бунт заключенных!

«Кто погасил свет?» — заревели тюремщики и зажгли его снова.

Со всех сторон стали указывать на меня: «Он!» Не хватало им еще группового наказания. Я встал и признался: «Я».

Мне не нужно было напоминать, сколько тюремных правил я нарушил. «На три дня в карцер!» — постановил начальник охраны.

«Вот и прекрасно!» — засмеялся я.

«Что прекрасно?» — удивился он.

Кто испытал на себе карцер так, как это пришлось пережить мне, тот будет дрожать от одного лишь упоминания о нем. Там даже лежать было невозможно, вытянув ноги. С трудом можно было сидеть с согнутыми коленями. А что уж говорить о том, что пол там покрыт грязью и кишит крысами. В общем, кошмар и ужас. А я тут радуюсь.

Я посмотрел на начальника с улыбкой: «А почему ты не спрашиваешь, зачем я погасил лампу?»

«Действительно, зачем ты ее погасил?»

В целом за мной не было репутации того, кто создает проблемы.

«Чтобы исполнить заповедь моей религии», — ответил я.

Он нахмурил лоб и прищурил глаза: «Заповедь религии — погасить лампу?»

«Заповедь — оказаться в карцере на эти дни», — ответил я.

Гнев его бушевал: «Что за еврейская наглость?! Мы, коммунисты, атеисты, позволим ему исполнять заповеди его религии?! Нет уж, останешься в общей камере!» — зарычал он и хлопнул дверью.

Вот вам и чудо Хануки. «Соблюдающий заповедь не познает никакого зла», «С лукавыми поступай по лукавству их».

Там у меня было много времени поразмышлять.

Что собственно произошло? Я хотел исполнить заповедь, но вместо того, чтобы повернуть выключатель влево, я повернул его вправо. Вместо увеличения огня я окончательно его погасил. И что мне было делать? Надо было спросить тех, кто знал, в какую сторону поворачивать — вправо или влево.

Ведь как раз об этом говорили наши мудрецы: «“Не уклоняйся от того, что скажут тебе, ни вправо, ни влево” (Дварим 17:11) — даже если тебе скажут о правом, что это левое, а о левом — что правое, а тем более, если скажут о правом — правое, а о левом — левое» (Раши). Мы ведь как слепые — не знаем, где право, где лево. Так часто мы думаем, что нужно вести себя определенным образом, а на самом деле все должно было быть как раз наоборот.

Матитьягу лишь короткое время стоял во главе восстания. Вскоре его сын Йеуда Маккавей взял управление в свои руки, одержал победу и короновал себя царем, а заодно и первосвященником. Братья его последовали за ним, и все они погибли от меча.

Заслуга восстания Маккавеев приписывается Матитьягу, хотя он был уже старым, умер вскоре после начала войны и делал все, опираясь на помощь своих сыновей. Но он делал это согласно Торе, и потому заслугу приписывают ему.

А сыновья его погибли от меча. Почему? Вот что пишет об этом Рамбан (Берешит 49:10): «Таково было наказание Хашмонаев во времена второго храма. Они были великими праведниками, и не будь их — Тора и заповеди оказались бы потеряны для Израиля. Но тем не менее их постигла великая кара. Все потомки старца Хашмоная царствовали друг за другом, и несмотря на их силу и успех, они пали от мечей своих врагов. Отчего настигло их это наказание? Мудрецы сказали (Бава Батра 3 б): “Каждый, кто говорит, что он из потомков Хашмонаев, — раб”, потому что все они были истреблены из-за того, что нарушили завещание нашего отца Яакова (“Да не отойдет скипетр от Йеуды”, а они не были из колена Йеуды). Им воздали мерой за меру — Всевышний дал их рабам власть над ними, и те истребили их».

Рамбан подчеркивает, что это не заповедь из Торы, но «завещание Яакова» — разум Торы.

Их успех был обусловлен тем, что они прислушивались к разуму Торы, исходящему от их праведного отца. А падение произошло из-за того, что проигнорировали разум Торы нашего отца Яакова. Когда поворачиваешь выключатель не в ту сторону, свет гаснет! (Ве-игадта)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Устроилась на работу и поняла, что испытываю чувства к директору…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его