«Это потомство Яакова — Йосеф» (37:2). Рассказывает рав Галинский.
Каждый год, когда я читаю главу Ваешев, слова Раши в начале нее вновь пробуждают мои чувства. Я словно возвращаюсь на десятки лет назад.
В конце предыдущей главы Писание перечисляет потомство Эсава. А в начале нашей главы Раши пишет: «Когда торговец льном со своими верблюдами вошел в узкий переулок, кузнец забеспокоился: “Как же здесь пройдет весь этот лен?” Сказал ему один умник: “Достаточно одной искры из твоей печи, чтобы сжечь весь этот лен”. Так и Яаков, увидев всех этих князей Эсава, описанных выше, стал беспокоиться: “Кто сможет одолеть их всех?” Но что написано далее? “Это потомство Яакова — Йосеф”, и сказано: “И будет дом Яакова огнем, дом Йосефа — пламенем, а дом Эсава — соломой”. Одна искра выходит от Йосефа и сжигает их всех!»
Я вспоминаю (продолжает рав Галинский), как после поражения Германии в мировой войне мы были в лагере беженцев на территории, захваченной американцами. Было много свободного времени и большая жажда изучать Тору, но не было книг. Отыскали один экземпляр Талмуда и распечатали сотню копий с него. В честь этого издания устроили трапезу в зале Карлсберг, и рав Шенк, стоявший во главе нашего лагеря, попросил меня выступить как представителя беженцев.
Я ответил: «Мой облик смутит их», — я тогда ходил в коротких рваных штанах, а слушатели были в лучшей военной форме, — «и кроме того, я не знаю английского».
Рав сказал мне: «А ты говори на идише перед солдатами-евреями. Им неважно, во что ты одет».
Я спросил: «А почему в этом зале в городе? Почему бы не устроить трапезу в столовой в лагере?»
«В этом зале, — ответил рав, — наш враг преподнес публике свою книгу Майн Кампф (Моя борьба), в которой провозгласил о войне против еврейского народа и о плане его истребления. Он гордился тем, что память о евреях останется лишь в музее, в качестве свидетельства о тех, кто исчез из мира».
Едва услышав это, я тотчас согласился выступать. Теперь-то мне было, что сказать!
Я напомнил присутствующим слова Мидраша (Берешит Раба 84:5): «Это похоже на кузнеца, увидевшего караван верблюдов, нагруженных льном, который входил в переулок. Кузнец испугался: переулок узкий, а лен не поместится и влезет в окна моего магазина! Сказал ему один умник: “Чего ты боишься? Если лен влезет в твой магазин, одной искры из твоей печи будет достаточно, чтобы сжечь его весь!”
Так, увидев князей Эсава, Яаков испугался: “Кто сможет устоять против них?” Сказал ему Святой, благословен Он: “И будет дом Яакова огнем, дом Йосефа — пламенем, а дом Эсава — соломой, и будут гореть и сгорят, и не останется у Эсава выжившего, ибо таково слово Б-га!” (Овадия 1:18)»
Наш враг объявил войну еврейскому народу и хотел его ликвидировать. Все мы боялись, что его замыслы осуществятся. Но что произошло в итоге? Он сам потерпел крах и оказался ликвидирован, а мы лишь отряхиваемся от пепла…
И все это в заслугу Торы, уподобленной огню: «Ведь таковы слова Мои, как огонь, — сказал Б-г» (Ирмия 23:29).
Вот почему сегодня мы празднуем! (Ве-игадта)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский