«Пока не скажу свои слова» (24:33). Когда человек видит, что другой поступил с ним несправедливо — сделал что-то против него или опорочил его — он начинает злиться и гневаться, и все его мысли движутся в направлении того, «как бы мне показать ему, что я тоже способен навредить ему».
А тот и сам, видя, что этот человек злоумышляет против него, собирается с новыми силами и выходит на битву. Отсюда уже остается короткий путь до полной потери самоконтроля.
В большинстве случаев такие ссоры не происходили бы, если бы возникал диалог. Нужно просто поговорить, высказать то, что скрывается в твоем сердце в отношении ближнего, подойти к нему и спросить: «Что я сделал тебе такого, что ты так ведешь себя со мной? Чем я это заслужил?»
Один из известных глав ешив в Америке участвовал в праздновании свадьбы своего внука. Но после хупы он сказал родителям невесты, что вынужден покинуть семейное торжество, чтобы поехать на свадьбу сына одного из своих близких друзей.
Рав поехал на свадьбу к сыну друга вместе с несколькими учениками. Само его появление в зале уже почтило виновника торжества. Ведь все знали, что внук главы ешивы женится в этот же вечер. Заставив себя приехать в другое место, рав продемонстрировал, насколько он ценит и уважает друга.
Но когда глава ешивы подошел к отцу жениха, чтобы благословить его и пожелать счастья, ученики были поражены, услышав, как тот говорит ему:
«Никто тебя не звал!»
Ученики были настолько ошарашены, что забылись от изумления. Их уста онемели, и в первые секунды они даже не знали, как отреагировать. Однако, они заметили, что глава ешивы вовсе не удивлен услышанным. Но поскольку он был известен своей скромностью и смирением, в таком поведении с его стороны не было ничего необычного.
Впрочем, отец жениха не ограничился одним разом, но тотчас снова сказал главе ешивы: «Никто тебя не звал». Ученики решили, что дальше терпеть уже нельзя, и что в такой момент они должны дать достойный ответ — возможно, даже осудить и отлучить виновника.
Глава ешивы посмотрел на своих учеников и на их гневные лица и сделал вид, что вовсе не понимает, о чем идет речь. Он обратился к ним и поинтересовался, не случилось ли что-то особенное. А те глядят на него, не веря своим ушам. «Разве вы не слышали дерзкую фразу, которая вот уже дважды прозвучала перед нами и оскорбила вас?» — спросили они.
«О какой это фразе вы говорите?» — спросил глава ешивы.
«Разве вы не слышали, что отец жениха сказал, когда вы подошли пожелать ему счастья?»
На это рав ответил: «Не имею ни малейшего представления, о чем вы говорите».
Ученики уже думали, что сейчас взорвутся: «Да ведь он совсем обнаглел и сказал, что вас сюда никто не звал».
В тот момент лицо главы ешивы засияло, и весь он словно обратился мягкостью и добродушием. Успокоив группу своих сторонников, он сказал: «Пойдемте, я объясню вам, в чем здесь дело».
Сегодня утром, когда я пошел в синагогу на утреннюю молитву, я встретил там своего друга, отца жениха. Зная, что в такой день обычно бывает много хлопот, я подошел к нему и спросил, не могу ли чем-то помочь перед свадьбой.
Он ответил, что все приготовления и организация уже проведены наилучшим образом, и в помощи со стороны нет никакой нужды. Спустя несколько минут, он сам обратился ко мне: «Знаешь что, у меня вчера испортился мобильный телефон, а другого у меня нет. Это единственное, что не дает мне покоя!»
«Я могу дать тебе свой. Но есть одна проблема: мне могут позвонить и позвать на другие мероприятия», — ответил я.
Мы решили, что если позвонят, пусть запишет имена и номера телефонов на бумаге, а когда я приеду на свадьбу, он скажет мне, кто меня звал.
Мой друг согласился и взял телефон. А здесь, на свадьбе, он сообщил мне: «Никто тебя не звал» — звонков на телефон не было.
Давайте поразмыслим над случившимся. Если бы ученики не вступили в диалог с главой ешивы, но решили бы, что отец жениха оскорбил их учителя, они выступили бы против него с осуждением и агрессией. Но разве он заслужил такого отношения?
Ясно и очевидно, что не заслужил.
Но если бы все-таки такое произошло, потребовалось бы великое чудо, чтобы обернуть события вспять. Ведь тогда оскорбленный и сам потерял бы самообладание и перед обидчиками в долгу не остался бы. Ведь он знал со всей однозначностью, что никакого зла не совершил. Как говорят, «ты можешь знать, с чего началась ссора, но ты никогда не знаешь, чем она закончится».
В таких ситуациях можно дать один верный совет. Та сторона, которая чувствует себя обиженной, не должна утаивать обиду в сердце. Лучше подойти к противоположной стороне и обсудить все деликатно, выяснить, что же в действительности произошло. Тогда весьма вероятно, что в кратчайшее время прояснится, что никто никого не хотел оскорбить. Все гневные мысли, какие успели всплыть в сознании, были всего лишь плодом воспаленного воображения.
Даже если действительно произошло что-то неприятное, никто не намеревался обидеть другого. А если — в худшем случае — и намеревался, сама попытка переговоров принесет с собой столь ожидаемое перемирие. Обидчик убедится, что другая сторона желает настоящего мира и не хочет развязывать войну (Бархи Нафши).
Вчера, отвечает Лея Солганик
11 ноября, отвечает Мирьям Климовская
10 ноября, отвечает Лея Трахтенберг
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Реувен Куклин
Ишмаэль считает свои желания волей Аллаха?
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Овадья Климовский
Что произойдёт в конце дней?
Рав Овадья Климовский
Почему без верблюда?
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Рав Бенцион Зильбер
И сегодня, спустя без малого две тысячи лет после описанного в Талмуде разговора между р. Йоси и р. Хией, жизнь евреев на родной земле не стала мирной и устойчивой. Как упрочить наше пребывание на Святой Земле?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы