Рав Галинский спрашивал: зачем нам нужно упоминать наших отцов в начале исповеди?
Заглянем в Гмару (Хулин 105 а): «Сказал Мар Уква: я в этом отношении как уксус от вина в сравнении с отцом. Отец мой, когда поест мяса, не ест уже творога до того же часа следующего дня. А я жду только до следующей трапезы». Это источник закона, требующего ждать шесть часов между мясной и молочной пищей (Биур а-Гра, Йоре Деа 89:2).
Но это непонятно. Неужели Мар Уква так жаждал творога, что никак не мог подождать до завтра? Да и если не ждал, это ведь необязательно. Почему тогда он смотрел на себя, как на уксус — испорченное вино, вредное для зубов и потерявшее свою ценность?
Магид из Дубны отвечал на это притчей.
История о бродячем бедняке, голодном и с поношенной одеждой, который собирал милостыню, ходя по домам. Этого с трудом хватало ему на хлеб. Однажды он встретил знакомого, который тоже собирал милостыню, но был сыт, весел и одет в дорогой наряд.
Бедняк удивился: «Ты ведь такой же как я! Откуда пришел к тебе успех?»
И тот открыл ему свой секрет: «Ты ходишь от одной двери к другой, стоишь подолгу у входа. Но большинство людей бедны и дают лишь несколько монет. В итоге проходит день, а этими крохами себя не насытишь. Я же стучу только в двери богатых. Там раздают большие деньги!»
Бедняк поинтересовался: «А откуда ты знаешь, где живут богачи?»
«По футляру для мезузы. У бедных он сделан из дерева, у зажиточных — из меди, а у богатых — из чистого серебра», — прозвучал ответ.
Как здорово! Бедняк поблагодарил за совет и поспешил применить его. Он занял в долг у всех знакомых и пошел к ювелиру. За большие деньги он купил у него футляр для мезузы из чистого серебра и с гордостью показал знакомому.
А тот не понял: «Что это?»
«Футляр для мезузы», — гордо ответил бедняк.
«Это я как раз вижу, — продолжил тот, — но что ты будешь с ним делать?»
Бедняк не понял вопроса: «Я прикреплю его к косяку двери и перестану быть бедным. Мне не придется больше ходить по домам! Ты ведь сам сказал, что у богатых такая мезуза».
Приятель покачал головой: «Ну и дурак же ты! Футляр мезузы — это не причина богатства, а всего лишь знак общественного положения. Если уж у тебя хлеба нет, эта серебряная мезуза будет как дорогая серьга в носу… сам знаешь кого».
То же самое и в нашем вопросе. По закону не нужно ждать целый день. Почему же так делал отец Мара Уквы? Из-за своего огромного страха перед грехом. Но это был только «футляр для мезузы». Он так боялся всякой примеси греха, что, как это говорится о некоторых хасидах, «отделялся от семидесяти врат разрешенного из-за боязни одних врат запрещенного» (Ховот а-Левавот 7:5). Мар Уква видел себя далеким от столь выдающегося страха перед грехом и потому называл себя уксусом от вина в сравнении с отцом.
Все это верно, но до сих пор непонятно. Ведь Мар Уква никакого запрета не нарушал. Не было такой заповеди, которую бы он не исполнил наилучшим образом, и не было греха, который бы он совершил. А если так, зачем называть себя уксусом? Стоило сказать: «Я в сравнении с отцом — как вино в сравнении с коньяком». Но уксус? Испорченное вино, потерявшее вкус и цену?
Здесь есть важный принцип, который обязывает и нас.
Сказано (Шаббат 56 а): «Все, кто говорит, что сыновья Шмуэля согрешили, ошибается, как написано: “И было, когда состарился Шмуэль, и поставил сыновей своих судьями над Израилем, они не пошли по путям его”» (Шмуэль 1, 8:1-3). По путям не пошли, но и греха не совершили. Просто они не делали так, как делал их отец. Праведный Шмуэль ездил по всем местам в Израиле и вершил суд в городах, как сказано: «Из года в год он шел и объезжал Бейт Эль, Гильгаль и Мицпе и судил Израиль во всех этих местах» (Шмуэль 1, 7:16). А они так не делали, но сидели в своих городах.
Меири удивляется: ведь все судьи и пророки вершили суд в своих местах. Шмуэль вел себя с дополнительным благочестием. Как можно обвинять его детей в том, что они не пошли по его стопам? Отсюда он делает вывод, что если отец вел себя особенно благочестиво в чем-либо, это обязывает его сына придерживаться того же правила, как закона. И если он оставит его, заслужит себе за это наказание!
Если по каким-то своим причинам Мар Уква не придерживался строгости своего отца, то смотрел на себя, как на уксус!
Поэтому, приступая к исповеди за грехи, мы должны знать, что судят нас не только по нашим поступкам, но через призму «Б-га отцов наших» — в сравнении с тем, как поступали предки (Веигадта).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский