«Когда дашь обет» (23:22). Будучи еще подростком, Хатам Софер привязался к своему учителю, раву Натану Адлеру. Это было в то время, когда тот был в должности раввина Франкфурта. Когда же рав Натан был принят на такую же должность в городе Боскович, он отказался взять своего юного ученика с собой из-за большого расстояния между двумя городами.
Перед тем, как выехать из Франкфурта в Боскович, учитель спросил своего ученика, чего бы тот хотел попросить у него в этот момент расставания. Хатам Софер ответил: «Одного лишь прошу я: видеть лицо учителя также и в Босковиче».
И рав Натан Адлер благословил его, чтобы это сбылось.
Выйдя из дома учителя, молодой человек вспомнил, что, высказав желание видеть лицо учителя в Босковиче, он не добавил «без обета» (бли недер). В сердце его промелькнули слова из книги «Шней Лухот а-Брит» о том, что обо всем, чего хочешь сделать, нужно говорить «без обета».
Поэтому он взял ноги в руки и кинулся бежать за каретой учителя, которая уже выехала в путь. И хотя раби Натан Адлер ехал в красивой карете, запряженной быстрыми лошадьми, едва он в первую же ночь прибыл на постоялый двор, он встретил там молодого человека, ожидавшего его.
«Как это ты так быстро добрался сюда? Неужели дорога сама перенесла тебя?» — спросил раби Натан с удивлением. Он увидел в этом большую любовь ученика и его желание помогать и прислуживать и решил все-таки взять его в Боскович на своей карете.
С тех пор не отходил ученик от своего наставника.
Хатам Софер рассказывал своим ученикам, что когда он однажды ехал со своим учителем зимой, раби Натан захотел поесть что-нибудь из припасов, которые он взял с собой в путь, но не нашел воды для омовения рук. Из-за мороза на улице вся вода замерзла.
Хатам Софер, видя страдания учителя, решил достать для него воду любой ценой. Он сказал раби Натану, что поскольку слегка замерз, то хочет сойти с кареты и пройти часть пути пешком, чтобы ходьба согрела его.
Спустившись на землю, он взял чашку, а в другую руку взял лед, и согреваясь от ходьбы, растопил его, превратив в воду.
Так делал он, пока чашка не наполнилась. Тогда он вновь поднялся в карету и протянул учителя чашку с водой.
Рассказывая эту историю своим ученикам, Хатам Софер говорил им: «Я был верным учеником — я действительно лил воду на руки учителя». Всего этого он удостоился благодаря тому, что был осторожен с обетами.
Впрочем, иногда бывает, что человек, вопреки данному обету, пытается перехитрить Б-га. Ему нужно знать, что он не преуспеет в этом деле и в итоге еще и будет жестоко наказан.
История об одном еврее по имени Азриэль, который был крупным богачем. Поскольку он проявлял огромную скупость, жители города прозвали его «скупым Азриэлем». Однажды на него напала опасная болезнь, и он дал обет, что если Б-г излечит его, он продаст лучшего из своих быков, а деньги раздаст на милостыню.
Стоимость быка доходила до высокой суммы, но тем не менее из-за своей опасной болезни, угрожающей его жизни, богач пообещал раздать деньги нищим. И Б-г действительно смилостивился над этим евреем и исцелил его. Это было великим чудом, так что даже выдающиеся врачи, лечившие его, не понимали, как такое произошло.
Но едва богач встал с постели, он тотчас стал сожалеть о данном обете. Впрочем, он боялся нарушить его, и потому в уме у него созрел коварный план, согласно которому ему не придется «выбросить» столько денег на милостыню, но и обет не будет нарушен. Что же он задумал?
Взял скупой Азриэль лучшего из быков, цена которого достигала 400 серебряных рублей, а вместе с ним взял и курицу ценой в два рубля. Пришел он к мяснику и спросил, не желает ли тот купить быка.
Когда мясник спросил, сколько денег он хочет за быка, Азриэль ответил: «Всего два рубля». Мясник засмеялся, думая, что стоящий перед ним человек, наверное, сошел с ума. Но Азриэль продолжал утверждать, что продаст быка по заявленной цене.
Взял мясник два рубля и уже собирался отдать владельцу быка. Но в этот момент Азриэль заявил, что хочет продать и курицу. «Ну и какова цена твоей курицы?» — спросил мясник. «Она стоит 400 серебряных рублей! — провозгласил скупец, — и от этой суммы я не убавлю ни копейки. А быка за два рубля я продам лишь тому, кто купит курицу за 400».
В итоге мясник заплатил всю стоимость, зная, что по сути дела ничего не проигрывает — что платит настоящую цену за оба товара, хотя и в обратном порядке…
Когда скупой Азриэль получил деньги, он с радостью направился к дому, а бедным отдал всего два рубля, оставив себе несколько сотен, вырученных за курицу.
По глупости он думал, что таким образом сможет «спасти деньги», обещанные бедным. Но он не понимал, что Всевышний следит и все видит… Не прошло и двух дней после того случая, как богач заболел вновь и в этот раз еще более тяжелым недугом.
Что же он сделал в этот раз? Он обещал дать деньги на милостыню… причем гораздо больше, чем в прошлом. Но теперь уже поезд ушел. Через несколько дней болезнь одержала над ним верх, и отправился Азриэль в мир иной (Бархи Нафши).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский