«Ибо Я Б-г, выведший вас из страны Египта» (11:45). Мы не всегда бываем правы. Я понимаю, что это неожиданное заявление, но, как говорится, положа руку на сердце, — разве вы всегда правы? Я, во всяком случае, такого о себе сказать не могу. А ведь в целом повторяется то же, что и в частности. Откуда же тогда такое предположение, что все мы, как единая община, всегда правы, и что все справедливое, что есть в мире, обязательно с нами, а все беззаконие и несправедливость, вся злоба и зависть — у тех, кто по другую сторону?
Так смешно бывает слышать спорящих политиков. Правые и левые, коалиция и оппозиция. Да еще с каким рвением они воюют друг с другом, какими острыми выражениями пользуются! Причем всегда в черно-белых цветах, и каждый раз сам выступающий — белый и чистый, как снег. Никогда у них не бывает серого или каких-то промежуточных цветов. Всегда «моя программа» принесет решение проблем, оздоровит, восстановит, гарантирует и реализует. А противоположная программа — это бедствие и катастрофа, крах и слезы на все поколения. Но едва лишь сменятся должности, и все, что мы видели оттуда, уже не видим отсюда — точка зрения меняется, и находится сто причин оправдать все, что осуждали.
И все, что верно в отношении правых и левых, верно и между религиозными и светскими людьми. Мы слезы горькие проливаем о них, в своих речах и статьях «изливаем на них огонь и серу», осуждаем и клеймим их бесчувственность ко всему святому, их стремление захватить страну, любой ценой поселить в ней гоев, дать им гражданство, отменить шаббат, заполнить всю страну свиным мясом, падалью и прочей гадостью, урезать окончательно финансовую поддержку религиозным учреждениям и осыпать деньгами светскую культуру — спорт, спектакли и танцы. Мы кричим до хрипоты в горле, но мы неправы.
Точнее говоря, описывая ситуацию, мы правы в каждом нашем слове. Ведь таковы факты. Но неправы мы в том, что обвиняем противоположную сторону в преступлении и злом умысле. Жаль тратить слова и энергию. Они вообще не понимают, из-за чего наш гнев, и удивляются, чего мы хотим от них.
И они правы.
Почему? Об этом прямым текстом говорит Раши в нашей недельной главе, в разделе о запрете есть гадов и насекомых, которые оскверняют и закупоривают сердце человека в этом и в будущем мире. В конце раздела сказано: «Ибо Я Б-г, выведший вас из страны Египта, чтобы быть для вас Всесильным. И будьте святы, ибо Я свят». Раши цитирует из книги «Тана девей раби Ишмаэль»: «Если б вывел Я сынов Израиля из Египта, только чтоб они не осквернялись насекомыми, уже и этого было б достаточно. В этом их достоинство». Наши мудрецы спрашивали: неужели лишь поэтому нужно было выводить их из Египта? Если так, могли бы там и оставаться и оградить себя от запрещенных видов пищи.
Но вот ответ, который они дают: кто находится в Египте, в гуще египетских мерзостей, за пятидесятыми вратами нечистоты, тем по правде уж и не важно, будут ли они оскверняться поеданием гадов и насекомых или нет. Трубочисту никто не сделает замечания из-за лишнего пятна на одежде. Только когда выходят из Египта и отрываются от его влияния, появляется различие между чистым и нечистым.
И почему? Потому что они словно в плену (и слава Б-гу) в жизни по Торе и заповедям, в иудаизме во всей его чистоте. Они вообще не знают, в какой атмосфере живут те, кто по другую сторону. Какие они читают газеты, какой литературой, зрелищами и песнями они себя кормят и вообще в каком мире находятся. В их мире нет ничего ценного и великого, только гедонизм и свободная вседозволенность. Что можем мы иметь с ними общего? Есть лишь один способ убедить их: вывести из Египта! Делать больше уроков по Торе, открывать религиозные школы и увеличивать набор учеников в них, устраивать новые семинары. Вот единственный путь, и другого нет. (Майян а-Шавуа).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его