«И вернул начальника виночерпиев на его должность» (40:21). Почему фараон простил начальника виночерпиев и вернул на свой пост, а начальника пекарей повесил?
Объяснить это можно тем, что фараон оценил, насколько оба они вовлечены в свою работу. Того, кто полностью вовлечен во все детали работы и готов вложить в нее все свое время, следует простить, даже если он случайно ошибся. Ведь можно предположить, что он со своей стороны приложил все усилия, чтобы эта ошибка не возникла. К тому же, можно предположить, что и после того, как она произошла, он произведет необходимые изменения, чтобы она не повторилась. А кто не вовлечен в работу и лишь приглядывает за ней издали, того нет смысла прощать, поскольку завтра или послезавтра он ошибется снова.
О начальнике виночерпиев говорится: «И рассказал начальник виночерпиев свой сон Йосефу: во сне передо мной был виноград…» Согласно этому описанию он прежде всего рассказывает Йосефу об этапах приготовления напитка во всех деталях. Он буквально стоит перед лозой: «Виноград передо мной» — сам приходит на работу и следит за делами, находясь рядом.
Когда начальник сам находится на месте работы, а не из офиса следит за сотрудниками, то все дела совершаются должным образом. «И чаша фараона у меня в руке, и я взял виноград и выжал его в чашу фараона, и поставил чашу ему на руку». Он сам занят всеми этими действиями — сам берет виноград и сам выжимает.
С другой стороны, о начальнике пекарей говорится: «И я был во сне, и три плетеные корзины у меня на голове. В верхней корзине из всей еды фараона — выпечка, и птица съела их из корзины на моей голове». Он только описывает сон, но здесь нет никакого упоминания, что он сам был вовлечен в стадии приготовления еды. А кто в работе не участвует, ясно, почему приходит к ошибке и заслуживает наказания.
Нам следует знать, что и Б-г так же ведет Себя с человеком во всем, что связано с его духовной работой. Если человек показывает, что ему важно служение Б-гу, и что он вовлечен в нее до самых глубин, его можно простить, даже если он согрешил. Но кто в основном живет своими материальными заботами, а в духовных лишь «витает», не обращая на них внимания, того и прощать не за чем.
Это правило находит явное выражение в воспитании детей. Отец должен лично участвовать в их воспитании во всех деталях. Если он так и делает, то даже если тут и там он допускает маленькие ошибки в воспитании, это не принесет проблем.
И так во всех домашних делах. Чтобы жизнь в семье была освящена, нужно активно участвовать в ней — в основном, нужно показывать хозяйке дома, насколько мы уважаем ее, как хорошо знаем ее достоинства, ценим все, что она делает для нас. Это можно сделать, уделяя жене внимание, и не только в важных вопросах. Иногда даже маленький подарок, стоимость которого достигает лишь нескольких шекелей, доказывает ей, что муж ее ценит.
Рав И. Зильберштейн говорил: Мой родственник, гаон раби Азриэль Ойербах рассказал мне, что много лет назад в Иерусалиме появилось новое «изобретение», которое привлекло большое внимание домохозяек. Раньше было принято чистить морковь простым ножом, а это новшество принесло на рынок особое приспособление, позволяющее чистить ее гораздо легче.
И кто была первая женщина в Иерусалиме, получившая «продвинутый» прибор для чистки моркови? Его жена — госпожа Ойербах.
Я полагаю, — сказал рав И. Зильберштейн, — что этот гаон Израиля познакомился с новым прибором вследствие заданного ему вопроса по поводу закона Торы. Возможно, вопрос касался окунания этого прибора в микву. А услышав о таком инструменте, способном помочь его жене в работе на кухне, он решил преподнести его ей в качестве подарка, чтобы тем самым выразить, насколько он ценит ее самоотверженную работу по дому.
Сколько стоил такой прибор? Скорее всего, немного. Но в этом было выражение благодарности и уважения со стороны рава к своей супруге.
Так должен поступать и всякий муж (Бархи Нафши).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его