«И сказал Йосеф: Вот истолковение егго» (40:12). Рассказывает рав Галинский.
Есть известный вопрос. Начальник виночерпиев и начальник пекарей видели сны, соответствующие работе каждого из них. Одному снилось, что он выжимал виноград для чаши фараона, а второму — что он нес корзину с выпечкой на голове. Йосеф выслушал их и начальнику виночерпиев истолковал сон к добру — что через три дня, по числу виноградных лоз, которые он видел, фараон вернет его на службу. А начальнику пекарей он истолковал, что через три дня, по числу увиденных им корзин, фараон велит его повесить. Как же узнал он, что одному нужно истолковать к добру, а другому — к злу?
Вопрос этот, как уже сказано, известен, а ответов на него много, и все они верные. Но мы, следуя привычному для нас пути, ищем такой ответ, который к чему-то обязывает и хоть немного выводит из равнодушия. Такой, чтоб сделать хоть малую трещину в скорлупе безразличия.
И как обычно, начнем с рассказа.
Крестьянин сложил урожай в мешок, взвалил на плечо и пошел продавать его в ближайшее селение, чтобы заработать немного денег. Дул приятный ветерок, и широкая соломенная шляпа давала тень от палящих лучей солнца. Дорога простиралась перед ним, насколько видели глаза, и у него было предостаточно времени поразмышлять. А он, по всей видимости, был парнем думающим.
Он говорил себе: «Как хорошо, что у меня есть ноги, чтобы ими идти в селение. Как хорошо, что есть у меня плечо, чтобы взвалить на него тяжелый мешок. Как хорошо, что есть у меня руки, чтобы держать за узел мешка и не дать ему упасть с плеча. Как хорошо, что у меня есть спина, чтобы поддерживать тяжелый мешок. Но вот голова — она-то зачем?»
Все думал и думал. И как хорошо, что путь был далекий. Он мог посвятить много времени своим мыслям.
Крутил он этот вопрос, вертел, трудился над ним и нашел: «Конечно, что за вопрос! Голова — чтобы одевать на нее широкую шляпу, которая защитит от обжигающих лучей солнца».
С таким выводом, к которому он пришел, для головы и в самом деле не было никакого другого применения. Но мы-то знаем, для чего предназначена голова.
«Песнь ступеней. Счастлив каждый, кто трепещет перед Б-гом, кто следует Его путям. Когда сделанное своими руками будешь есть, счастлив ты и хорошо тебе» (Теилим 128:1—2). Наши учителя толковали: «Сделанное руками, а не сделанное умом». Рав Исраэль из Саланта объяснил это так (Ор Исраэль, письмо 15), что человек должен приучить себя заниматься ремеслом и торговлей, а голова его пусть при этом будет погружена в Учение.
Был такой случай.
Юноша, выдающийся в изучении Торы, усердный и постоянный в учебе, завел семью. Его тесть обещал ему хорошее приданное и пропитание на пять лет. Ученик использовал «годы сытости», чтобы «усердствовать у дверей Торы» — расширил и укрепил свои познания. Между тем, семья его увеличилась, а годы, когда его обеспечивали, закончились. Он взял деньги из приданного и стал искать для себя чистое и легкое ремесло, которое позволит ему трудиться над Торой по мере возможности. Искал он и нашел: нужно купить лошадь и телегу и стать извозчиком. Возить людей и перевозить грузы. Но он не совершил этот шаг, пока не поехал к своему учителю получить его разрешение и благословение.
Учитель выслушал, согласился и благословил.
Он купил лошадь и телегу, освоил новую профессию и преуспел в ней. Ездил и перевозил, а длинные дороги использовал, чтобы заучивать псалмы из Теилим, главы из Мишны и листы Талмуда. Через некоторое время он снова приехал к учителю. Тот, увидев его, сразу постановил: «Продай лошадь и телегу и ищи другую работу».
Парень удивился: «Ведь я был у вас, советовался и получил ваше согласие!»
Учитель ответил: «Верно, так и было. Но в тот момент я не оценил, что если купишь лошадь и телегу, то превратишь свой мозг в конюшню».
А сколько есть учащихся, голова которых занята поиском Гмаха (фонд помощи нуждающимся) или консультанта по вкладам, каталогом мебели или дорожными картами.
Мы задали вопрос, вот и ответ на него.
Начальник виночерпиев работал руками — выжимал виноград и давал чашу в руки фараона. А начальник пекарей пользовался головой как полкой — носил на ней по три плетеных корзины.
Но разве для этого преназначена голова? (Ве-игадта)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его