«И привел ее Ицхак в шатер матери своей Сары» (24:67). В нашей главе рассказывается об экзамене на доброту, который прошла Ривка, доказав, что достойна быть женой Ицхака. А Элиэзер, раб Авраама, рассказал Ицхаку все, что он сделал, сообщил ему о чудесах, произошедших с ним — как земля бежала у него под ногами, и как в ответ на его молитву ему встретилась Ривка. Ицхак отвел ее в шатер своей матери Сары. Раши комментирует это так: «Он отвел ее в шатер, и она сама стала подобна его матери Саре. Пока Сара была жива, свеча зажигалась каждый раз накануне шаббата, тесто было благословенно, а облако пребывало над шатром. Когда Сара умерла, все это прекратилось. А когда пришла Ривка — возобновилось».
Сколько глубины в изречениях наших мудрецов! Целый мир заключили они в нескольких словах. Расскажем в связи с этим историю, произошедшую какое-то время назад.
Один молодой еврей, сын родителей, подвергшихся ассимиляции, в детстве часто посещал дом своего религиозного дедушки. Больше всего он любил навещать его вечером в шаббат, приходя к трапезе. Одна мелодия запечатлелась у него в уме — песня «Добродетельная жена» (Эшет Хаиль).
Через некоторое время дед умер. Внук его вырос и создал семью с одной молодой американской еврейкой, далекой от Торы и заповедей. Лишь об одном он попросил ее: чтобы вечером в шаббат стол был накрыт белой скатертью, и чтобы они ели праздничную трапезу при свечах. За трапезой он напевал веселую мелодию.
«Что это за песня?» — спросила его супруга. Но он не знал, что ответить. «Мой дед пел ее вечером в шаббат», — сказал он, — «я помню лишь первые слова».
Жене стало любопытно. «Религиозные евреи в Боро-Парке непременно знают слова», — сказала она.
Они поехали в еврейский район и зашли в книжный магазин. Он обратился к продавцу: «Я ищу песню, которая начинается словами “Кто найдет добродетельную жену”», — сказал он и начал напевать мотив. Мелодию продавец не узнал, но понял, о чем идет речь. Он открыл сидур, где был перевод на английский, и жена молча прочла этот текст. В конце она промолвила: «Если иудаизм так относится к женщине, я хотела бы поближе познакомиться с ним».
Они записались на семинар «Арахим» и вернулись к вере своих предков.
В свете этого рассказа подумаем о смысле благословений, которых удостоились наши святые праматери. Они выражают почтение к еврейской матери, хозяйке дома. Первое: «Свеча зажигалась каждый раз накануне шаббата». Мать создает в доме атмосферу покоя и святости все дни недели. Она приносит дух шаббата, спокойствие и беззаботность, духовность и святость. Она же воспитывает детей к жизни по Торе и следит за их поведением. Наш учитель Хазон Иш однажды сказал одному из руководителей ешив: «Вам следует относиться к каждому юноше с уважением. Никогда не известно, откуда вырастет великий мудрец следующего поколения. Может быть, из молитвы его матери или из слез его бабушки».
В добавок к этому, «тесто было благословенно». Чтобы понять это, нужно процитировать одну фразу из песни Эшет Хаиль: «Добывает шерсть и лен и охотно работает руками». Женщина берет исходные материалы, и в ее руках они превращаются в готовое изделие. Муж только приносит зарплату, но разве может он питаться купюрами? Разве не жена мудро совершает покупки и превращает сырые продукты во вкуснейшие блюда? Разве не она стирает и сушит одежду, гладит и складывает ее, раскладывает вещи и принимает гостей, чистит и моет, старается и руководит всем?
Но выше всего этого и как следствие из всего, «облако пребывало над шатром». Облако — это символ присутствия Шхины, как в переносном храме в пустыне, так и Иерусалимском храме. Но самое главное и основное, центральное и определяющее — это вклад женщины в то, чтобы Шхина присутствовала в доме. Наш учитель рав Х. Й. Азулай давал намек на это, говоря, что согласно учению Каббалы женщина соответствует святой Шхине. Как велики ее заслуги и ответственность в том, чтобы приносить свет шаббата и духовную благодать в дом, направлять к Торе и заповедям! (Майан а-Шавуа)
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Ханука»
Рав Бенцион Зильбер
Мне самому зажечь ханукальные свечи, или пусть лучше жена?
Браха Губерман
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Рав Мендель Агранович
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Рав Яков Шуб
Кто считается «гостем»?
Рав Арье Кацин
Первый день Хануки — наиболее радостный. Градус праздничной эйфории постепенно снижается. Почему же мы не уменьшаем количество свечей в ханукие, а увеличиваем?
Рав Бенцион Зильбер
Свечи должны гореть, пока на улице есть прохожие? Но ведь в наше время они находятся на улице до 11 или 12 ночи!
Рав Яков Шуб
Рав Реувен Куклин
Моя работа продолжается после выхода звёзд
Рав Авраам Куперман