«И привел ее Ицхак в шатер матери своей Сары» (24:67). В нашей главе рассказывается об экзамене на доброту, который прошла Ривка, доказав, что достойна быть женой Ицхака. А Элиэзер, раб Авраама, рассказал Ицхаку все, что он сделал, сообщил ему о чудесах, произошедших с ним — как земля бежала у него под ногами, и как в ответ на его молитву ему встретилась Ривка. Ицхак отвел ее в шатер своей матери Сары. Раши комментирует это так: «Он отвел ее в шатер, и она сама стала подобна его матери Саре. Пока Сара была жива, свеча зажигалась каждый раз накануне шаббата, тесто было благословенно, а облако пребывало над шатром. Когда Сара умерла, все это прекратилось. А когда пришла Ривка — возобновилось».
Сколько глубины в изречениях наших мудрецов! Целый мир заключили они в нескольких словах. Расскажем в связи с этим историю, произошедшую какое-то время назад.
Один молодой еврей, сын родителей, подвергшихся ассимиляции, в детстве часто посещал дом своего религиозного дедушки. Больше всего он любил навещать его вечером в шаббат, приходя к трапезе. Одна мелодия запечатлелась у него в уме — песня «Добродетельная жена» (Эшет Хаиль).
Через некоторое время дед умер. Внук его вырос и создал семью с одной молодой американской еврейкой, далекой от Торы и заповедей. Лишь об одном он попросил ее: чтобы вечером в шаббат стол был накрыт белой скатертью, и чтобы они ели праздничную трапезу при свечах. За трапезой он напевал веселую мелодию.
«Что это за песня?» — спросила его супруга. Но он не знал, что ответить. «Мой дед пел ее вечером в шаббат», — сказал он, — «я помню лишь первые слова».
Жене стало любопытно. «Религиозные евреи в Боро-Парке непременно знают слова», — сказала она.
Они поехали в еврейский район и зашли в книжный магазин. Он обратился к продавцу: «Я ищу песню, которая начинается словами “Кто найдет добродетельную жену”», — сказал он и начал напевать мотив. Мелодию продавец не узнал, но понял, о чем идет речь. Он открыл сидур, где был перевод на английский, и жена молча прочла этот текст. В конце она промолвила: «Если иудаизм так относится к женщине, я хотела бы поближе познакомиться с ним».
Они записались на семинар «Арахим» и вернулись к вере своих предков.
В свете этого рассказа подумаем о смысле благословений, которых удостоились наши святые праматери. Они выражают почтение к еврейской матери, хозяйке дома. Первое: «Свеча зажигалась каждый раз накануне шаббата». Мать создает в доме атмосферу покоя и святости все дни недели. Она приносит дух шаббата, спокойствие и беззаботность, духовность и святость. Она же воспитывает детей к жизни по Торе и следит за их поведением. Наш учитель Хазон Иш однажды сказал одному из руководителей ешив: «Вам следует относиться к каждому юноше с уважением. Никогда не известно, откуда вырастет великий мудрец следующего поколения. Может быть, из молитвы его матери или из слез его бабушки».
В добавок к этому, «тесто было благословенно». Чтобы понять это, нужно процитировать одну фразу из песни Эшет Хаиль: «Добывает шерсть и лен и охотно работает руками». Женщина берет исходные материалы, и в ее руках они превращаются в готовое изделие. Муж только приносит зарплату, но разве может он питаться купюрами? Разве не жена мудро совершает покупки и превращает сырые продукты во вкуснейшие блюда? Разве не она стирает и сушит одежду, гладит и складывает ее, раскладывает вещи и принимает гостей, чистит и моет, старается и руководит всем?
Но выше всего этого и как следствие из всего, «облако пребывало над шатром». Облако — это символ присутствия Шхины, как в переносном храме в пустыне, так и Иерусалимском храме. Но самое главное и основное, центральное и определяющее — это вклад женщины в то, чтобы Шхина присутствовала в доме. Наш учитель рав Х. Й. Азулай давал намек на это, говоря, что согласно учению Каббалы женщина соответствует святой Шхине. Как велики ее заслуги и ответственность в том, чтобы приносить свет шаббата и духовную благодать в дом, направлять к Торе и заповедям! (Майан а-Шавуа)
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ