«И открыл Всевышний уста ослицы» (22:28). Колдун Билам не очень-то удивился, услышав, как к нему обращается ослица — существо, которое, в общем-то, разговаривать по-человечески не умеет. Почему?
Идеология Билама и его «заказчика» Балака была чрезвычайно проста — человек ничем не отличается от животного, животное ничем не отличается от человека. Билам вел себя, исходя из этого принципа. Он был аморальной персоной, способной проклясть целый народ, который ничего дурного не совершил.
Именно вышеописанная идеология характерна для защитников прав животных. Впрочем, применяют они ее довольно специфически. Скажем, за права собачек-кошечек борются, а вот жуков у себя дома уничтожают инсектицидами вполне спокойно. Их духовные отцы в нацистской Германии защищали телят от шхиты, но без зазрения совести пустили под нож шесть миллионов евреев. Кстати, Гитлер был вегетарианцем.
Рассказывают, что раввин Иерухам из Мира задолго до Второй мировой войны попал в Берлин, супер-пупер-культурную европейскую столицу. Он увидел, как в дождливый день столичный житель укрыл бездомного пса своим плащом. Р. Иерухам отреагировал: «В этой стране будут убивать людей!» Его ученики изумились, а раввин пояснил: «В Книге пророка Гошеи сказано: «Приносят в жертву людей, а целуют тельцов» (Гошеа 13:2).
Нужно помнить, что мы — люди, и именно этот статус накладывает на нас необходимые ограничения и обязанности.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Рав Овадья Климовский
Наши праотцы не весь день сидели за учёбой?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Шломо Гольдман
Хава Куперман
Рав Зеев Гершензон
А как же братская любовь? Отдать последнее, но помочь брату?
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.