«И открыл Всевышний уста ослицы» (22:28). Колдун Билам не очень-то удивился, услышав, как к нему обращается ослица — существо, которое, в общем-то, разговаривать по-человечески не умеет. Почему?
Идеология Билама и его «заказчика» Балака была чрезвычайно проста — человек ничем не отличается от животного, животное ничем не отличается от человека. Билам вел себя, исходя из этого принципа. Он был аморальной персоной, способной проклясть целый народ, который ничего дурного не совершил.
Именно вышеописанная идеология характерна для защитников прав животных. Впрочем, применяют они ее довольно специфически. Скажем, за права собачек-кошечек борются, а вот жуков у себя дома уничтожают инсектицидами вполне спокойно. Их духовные отцы в нацистской Германии защищали телят от шхиты, но без зазрения совести пустили под нож шесть миллионов евреев. Кстати, Гитлер был вегетарианцем.
Рассказывают, что раввин Иерухам из Мира задолго до Второй мировой войны попал в Берлин, супер-пупер-культурную европейскую столицу. Он увидел, как в дождливый день столичный житель укрыл бездомного пса своим плащом. Р. Иерухам отреагировал: «В этой стране будут убивать людей!» Его ученики изумились, а раввин пояснил: «В Книге пророка Гошеи сказано: «Приносят в жертву людей, а целуют тельцов» (Гошеа 13:2).
Нужно помнить, что мы — люди, и именно этот статус накладывает на нас необходимые ограничения и обязанности.
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его