Темы: Бемидбар, Оцарот, Хесед, Гостеприимство
«И сосчитал их Моше согласно повелению Б-га» (3:16). Однажды к раввину Галинскому обратился волонтер организации по распространению еврейских традиций. С одной стороны, он был бы рад приглашать на субботу людей, которые делают первые шаги в иудаизме, с другой же, он опасается «чужеродного влияния» на собственных детей. Ведь немало «баалей-тшува» еще не знают, как должен вести себя верующий человек, какие слова произносить, а какие — нет.
Р. Галинский выслушал его и спросил: «Отрицательная сторона таких визитов мне ясна. А что насчет положительных аспектов?»
Человек задумался: «В Талмуде сказано, что заповеди защищают и охраняют, а в книге Коэлет написано, что соблюдающий заповеди не будет попадать в неприятные ситуации».
«Гм, — сказал раввин. — А вот если бы тебе сказали, что гости больны ветрянкой, ты бы позвал их к себе домой?» Волонтер удивился: «Вы хотите мне намекнуть, что…»
«Я ни на что не намекаю, — улыбнулся р. Галинский, — я только рассказываю истории». И он рассказал следующее.
В местечке Слоним работала благотворительная столовая. Ее работники пожаловались местному раввину, что среди посетителей-евреев есть немало людей, находящихся не в ладах с законом. Равввин ответил: «Сказано в трактате “Пиркей авот”, что наш мир зиждется на Торе, на заповедях и на милости, оказываемой другим. Только перед словами “Тора” и “заповеди” на иврите стоит определенный артикль. Почему? Потому что в наше время хватает тех, кто переиначивает Тору и отменяет ее постановления. Поэтому мы и говорим — именно на Б-жественной Торе, именно на Б-жественных заповедях зиждется мир. Что же касается милости, оказываемой обездоленным, не важно, кто стоит перед нами, бедный праведник или бедный грешник. И тому, и другому надо помочь (и лишь потом заниматься моральным обликом человека».
«Так что же мне делать? Приглашать гостей или нет?» — спросил волонтер у р. Галинского. Раввин пояснил: «Когда речь идет о благотворительной столовой, это одно. Когда речь идет о собственном доме, это другое. Обратись к раввину, который хорошо знает тебя и твою семью, и пусть Всевышний поможет ему принять правильное решение».
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Рав Овадья Климовский
Наши праотцы не весь день сидели за учёбой?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Шломо Гольдман
Хава Куперман
Рав Зеев Гершензон
А как же братская любовь? Отдать последнее, но помочь брату?
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.