Как можно на протяжении целой недели забыть о проблемах политики и экономики, о своих собственных семейных неурядицах, о наглом начальнике и нерадивом сотруднике? Следующая история поможет нам в этом.
Дело было во время Шестидневной войны. Молниеносная победа израильской армии, «Храмовая гора в наших руках», атмосфера всеобщей эйфории и радости. Именно в те дни жители Иерусалима обратились к одному из крупных раввинов с вопросом: указывает ли происходящее на то, что Машиах вот-вот придет?
Мудрец ответил им: сказано, что будущее Избавление будет похоже на избавление из египетского рабства. Должен появиться лидер, которые донесет до народа Б-жью весть — «Я вспомнил о вас». Спрашивается, что такого нетривиального в этих словах?
Ответ заключается в следующем — эти слова произнесены в прошедшем времени. Народ уже ощущает присутствие Шхины Всевышнего. На протяжении семи дней Песаха это ощущение усиливается. Даже погоня фараона и его колесниц не отдалила избавление, а только приблизила его.
Все мы должны помнить, что Творец вспоминает о каждом из нас ежедневно. И мысль об этом наполняет радостью сердце.
Рабами мы были в земле Египетской
Еще сто лет тому назад в Тунисе процветала работорговля. Предприимчивые и жестокие люди похищали детей, женщин и даже целые семи, а затем продавали их, как продают рогатый скот.
Как-то раз по центральному рынку шел раввин Шауль а-Коэн, глава еврейской общины Джербы. Внезапно он услышал, как царский глашатай обходит торговцев, выкрикивая: «Его Высочество повелел отпустить всех рабов и рабынь на свободу. Те, кто продолжат заниматься работорговлей, будут жестоко наказаны!»
Раввин подошел к знакомому зеленщику: «Скажи, что случилось? Почему царь во мгновение ока отменил практику рабовладения?» Торговец пояснил: «Новые веяния пришли в нашу страну. По примеру Европы и Америки рабовладельческий строй отменяется. Да здравствует прогресс».
Внезапно р. Шауль разрыдался, сел на землю и надорвал свои одежды. «Что стряслось?» — перепугался зеленщик. Сквозь плач раввин пояснил: «Кто эти рабы и рабыни? Потомки Ханаана, который был проклят Творцом. На протяжении сотен лет они несли на себе клеймо рабов, пока Б-г не послал разум людям и не освободил их. А как же евреи — Его любимый народ?! Почему мы до сих пор подвергаемся гонениям, унижению и притеснениям?»
Рабби Шауль а-Коэн продолжил: «В отличие от тунисских рабов, мы сами продали себя в рабство. Мы согрешили перед Всевышним и не захотели каяться!»
Жена с трудом увела побледневшего раввина домой. Однако наутро от былой печали не осталось и следа. Р. Шауль рассказал домочадцам, что во сне ему сообщили — евреи тоже будут освобождены и вернутся на свою землю.
И разверзлось море…
В Талмуде (трактат «Псахим» 118а) написано, что зарабатывать на жизнь не менее сложно, чем заставить море расступиться. Раввин Галинский задался вопросом: в молитвах сказано, что Б-г дает пропитание всему живому. Откуда же взялось такое сравнение?
Дело в том, что в Египте евреи погрязли в нечистоте. Они дошли до 49-го, самого страшного уровня духовного падения. Когда началось избавление, египтяне удивлялись: «Чем, спрашивается, эти евреи лучше нас?!»
Творец должен был убеждать Красное море, что перед ним действительно стоят люди, которых надо спасти. Похожая ситуация происходит со всеми нами — Б-г посылает ангела, чтобы тот передал еврею пропитание. Но адресат выглядит совсем не так, как хотелось бы, и тогда Всевышнему приходится убеждать ангела передать «посылку» получателю. Несмотря на его неидеальный духовный уровень.
Оттого и сказано, что зарабатывать на жизнь не менее сложно, чем заставить море расступиться.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский