Темы: Недельная глава, Пинхас, Оцарот
«И изнуряйте свои души» (29:7).
Рассказывал рав Галинский: Это было в дни бедности по окончании Второй Мировой войны. Ешивы очень страдали, не хватало хлеба. Главы ешив решили созвать евреев, твердо стоящих на ногах и воодушевить их жертвовать на ешивы и учеников Торы. И кому говорить от их имени? Выбрали рава из Поневежа, уста которого источали молоко и мед. Так сладко он говорил, с таким теплом, чувством и любовью, что люди помнят это до сих пор.
Пригласили людей со средствами и собрались. Главы ешив сели в первом ряду, это было очень важно, а глава ешивы Поневеж встал на возвышение и начал. Начал так: «Как известно, счастлив удел ваш тем, что есть у вас хлеб и мясо досыта. А что с милосердием к голодающим учащимся ешив? Разве не правильно, если бы было наоборот? Счастливы они, и счастлив удел их. Заповедь — свеча, и Тора — свет. Они погружены в мир света и сияния. Ибо с Тобою Источник жизни, в свете Твоем видим свет. Один Святой, благословен Он, — свет Израиля, а вы, связанные с Б-гом Г-сподом, живы сегодня. Какая сладость в этих словах, как учил Рашба, и раби Хаим, и раби Шимон, и мой рав Барух Беер»!
Целый час потом удивлялся и восхищался Меир, сын главы ешивы — кто подобен ему и кто с ним сравнится! А вы? Слушатели удивлялись и поражались. После этих слов он поцеловал парохет и сошел с бимы, оставив сильное впечатление.
Когда он возвращался на свое место, обратился к нему рав Йехезкель Сарна, глава ешивы Хеврон: «Рав из Поневежа, Вы же должны были говорить о том, что не хватает ученикам ешив. А не о том, что у них есть. Сказать, что у них нет хлебы для еды, а не что есть у них Тора!
Расчувствовался рав Поневежа: Что вы такое говорите! Учатся они десять часов в день, а едят час в день — так о чем стоит говорить?!
Ответил ему рав Йехезкель: Верно, учатся они десять часов в день, а едят час в день, но ведь постятся только двадцать четыре часа!
Как чудесно. Есть заповедь кушать в праздники и субботы, и сколько времени выполняют эту мицву? Час в день. А поститься в Йом Кипур полагается двадцать четыре часа подряд, как велика награда!
И дополнительный смысл в посте раскрывает следующая история:
Город Петах-Тиква был основан около ста лет назад богобоязненными евреями, направленными равом Дискиным из Бриска, прозванным сараф. Потом поселение очень разрослось вширь, и до сего дня площадь его велика из-за особого обстоятельства.
Землю приобрели у арабов, а тогда не было карт как сегодня. Приходили с арабом в подходящую местность, и покупатель обходил поля. Что успевал обойти до вечера — то его.
Покупателем был раби Йеошуа Штампфер. Встал затемно, помолился с рассветом, и только начался восход, стал обходить землю, а араб ехал рядом с ним на осле. Тогда не было дороги. Шел он по камням, спотыкался, карабкался на высотки и спускался в низины. Солнце палило, пот заливал глаза, а он шел без остановок на еду или чтобы попить.
Хотели с ним прохожие поболтать, но не останавливался ни на секунду, шел дальше и дальше.
Он уже был немолодой человек, пошел с запада на восток, а оттуда на север.
А когда солнце стало спускаться, собрал последние силы и бежал, пока солнце не село. А потом потерял сознание.
И приобрел всю эту землю, он и все в его поселении.
Это Йом Кипур — не терять ни минуты.
Рав Берл Набутовский
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь