После египетских казней неуступчивый фараон пошел на попятную: «И мелкий, и крупный ваш скот берите, как вы говорили, и идите — и благословите также меня» (Бо 12:32).
Автор книги «Торат-хаим» обращает внимание на лишнее, казалось бы, слово «также». Почему бы фараону не сказать: «и благословите меня»? Согласно мидрашу, когда тиран отпускал на волю еврейский народ, он пожелал: «Выходите с миром, выходите с миром» (Шмот раба 20:10). Вот фараон и потребовал ответных жестов.
Владыка Египта был ответственен за гибель еврейских детей: наши мудрецы рассказывают, что каждый вечер фараон принимал ванну из крови 150 младенцев, пытаясь излечиться от проказы. По его указу топили еврейских мальчиков в Ниле и замуровывали в стены, если их отцы не выполняли дневную норму. И такой человек осмеливается просить своих бывших рабов, над которыми он достаточно поиздевался, о благословении?!
Рамбам в письме к своему сыну отмечает, что в духовной плоскости фараон символизирует дурное начало. Наш «йецер а-ра» является источником страстей и сильных желаний. Часто он принимает обличье любящего друга и нашептывает: «Ты переутомился. Зачем идти на молитву? Полежи еще пару минут в кровати. Ты столько часов корпел над изучением Торы — проветрись, включи телевизор!..»
Следует помнить, что деспотичный и лживый фараон остается таковым даже, когда его империя падает под натиском казней, которые послал Творец. И его духовный прототип, дурное начало, было и будет нашим врагом. Поэтому не стоит благословлять фараона и прислушиваться к советам «йецер а-ра».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его