Яаков послал своих слуг вручить щедрые подарки своему брату Эсаву. Требование сообщить Эсаву о стадах, которые будут переданы в дар, Яаков повторил несколько раз: «И повелел он также второму, также и третьему, также и всем идущим за стадами, говоря: согласно такому говорите Эсаву, встретив его: вот также и твой раб Яаков за нами» (Ваишлах 32:20-21).
Почему Яаков повторяется? И почему Тора цитирует его слова, не довольствуясь единственным их упоминанием?
В городе Радин жил известный праведник Хафец-Хаим. Один крупный раввин как-то поехал к нему за благословением. К нему присоединился сосед, в прошлом — верующий еврей, который со временем отошел от религиозного образа жизни и всех своих детей, кроме старшего сына, отдал в секулярные школы.
Когда раввин и его попутчик приехали к Хафец-Хаиму, нерелигиозный сосед попросил благословения в финансовой сфере. Его уволили с работы, и сбережения постепенно сходили на нет.
Хафец-Хаим сказал: «Когда я был ребенком, моя мама на рассвете отправляла меня в хедер и давала мне с собой бутерброд. Когда я по тем или иным причинам не шел в хедер, бутерброд я не получал. Если вы будете соблюдать заповеди, и если все ваши дети будут учится в хедере, ваше материальное положение улучшится».
Праведник добавил: «Почему Яаков отдал один и тот же приказ многократно? Потому что наши праотцы приближали людей к вере, включая своих собственных слуг. В Талмуде (трактат Гитин 44) сказано: “Того, кто продал своих рабов иноверцу, заставляют освободить их из рук иноверца”. Почему? Потому что у иноверца эти рабы не смогу исполнять возложенные на них заповеди Творца».
Хафец-Хаим продолжил: «Яаков решил задобрить Эсава, послав ему в подарок стада. Он хотел, чтобы Эсав понял: слуги не включены в подарок, как сказано: И повелел он первому, говоря: “Когда встретит тебя Эсав, брат мой, и спросит тебя, говоря: Кому ты служишь и куда идешь? (…) То скажешь: Твоему рабу Йаакову” (Ваишлах 32:18—19)» Если Яаков был так осторожен со своими слугами, опасаясь отрицательного влияния Эсава, насколько тщательно следует подходить к делу воспитания детей!»
Человек тут же пообещал, что отдаст своих детей в хедеры и ешивы. Тогда Хафец-Хаим приветливо посмотрел на него и благословил. С того дня его финансовые дела наладились.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»