Сказано про Авраама, что он «…поклонился народу земли той, сыновьям Хета» (Хаей-Сара 23:7). Аллегорическое объяснение такому поступку дано в следующей истории.
В городе, где жил рабби Моше Софер, известный как Хатам-Софер, было принято, что ученики ешивы квартировались у зажиточных граждан, поскольку общежития при ешиве не было.
Один такой человек решил уклониться от необходимости содержать ешиботника: «Ребе, — сказал он Хатам-Соферу, — у парня, который живет у меня, нет буквы “хет”.»
«Что вы имеете в виду?» — спросил раввин.
«Парень на святом языке — бахур. У моего гостя нет буквы “хет”. То есть, он — бур, невежда!»
Хатам-Софер улыбнулся: «Он-то, может, и невежда, а вот если у поддерживающего тех, кто изучает Тору, не будет буквы “хет”, из махзик (поддерживающий) такой человек превратится в мазик (вредящий)».
Авраам поклонился сыновьям Хета, потому что следует кланяться тем, кто поддерживает Тору.
«И отвесил Авраам Эфрону… четыреста шекелей серебра, принимаемых торговцами» (Хаей-Сара 23:16). Что такое «принимаемых торговцами»? Почему Тора упоминает эту, казалось бы, второстепенную финансовую характеристику?
Рабби Эфраим-Залман Маргалийот, автор книги «Мате Исраэль», был зажиточным человеком. Однажды ему надо было похлопотать за евреев перед польским министром, про которого было известно, что он берет взятки.
Раввин Маргалийот запасся нужной суммой денег и пришел на прием. Однако, будучи человеком тонкой душевной организации, он не мог вот так просто взять и вручить конверт с деньгами должностному лицу.
Министр, который привык к щедрым подаркам, выжидающе смотрел на собеседника. Рабби Эфраим-Залман бледнел, краснел, но за конвертом в карман не лез.
Тогда чиновник сказал: «Я рассмотрю вашу просьбу. Могу ли я попросить вас о небольшом одолжении? Я должен господину N определенную сумму денег. Не могли бы вы навестить его?…»
Эфрон, который продавал Аврааму место для захоронения, не осмеливался просить деньги напрямую. Вместо этого он сказал: «Тут неподалеку есть торговец, которому я задолжал. Не могли бы вы помочь решить эту проблему?»
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Ханука»
Рав Бенцион Зильбер
Мне самому зажечь ханукальные свечи, или пусть лучше жена?
Браха Губерман
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Рав Мендель Агранович
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Рав Яков Шуб
Кто считается «гостем»?
Рав Арье Кацин
Первый день Хануки — наиболее радостный. Градус праздничной эйфории постепенно снижается. Почему же мы не уменьшаем количество свечей в ханукие, а увеличиваем?
Рав Бенцион Зильбер
Свечи должны гореть, пока на улице есть прохожие? Но ведь в наше время они находятся на улице до 11 или 12 ночи!
Рав Яков Шуб
Рав Реувен Куклин
Моя работа продолжается после выхода звёзд
Рав Авраам Куперман