Праотец Авраам послал своего раба Элиэзера за Ривкой, будущей женой Ицхака. Когда ее брат Лаван увидел носовое кольцо и браслеты на руках девушки, а также услышал о караване верблюдов, груженных подарками, он проявил неслыханное гостеприимство.
«И сказал он: Войди, благословенный Г-сподом! Почему стоишь ты снаружи? Я же освободил дом и место для верблюдов» (Хаей-Сара 24:31). Согласно комментарию Раши, Лаван освободил дом от идолов, которым активно поклонялся. Однако поколение спустя именно он будет не на жизнь, а на смерть преследовать семью Яакова, который-де украл у него любимых божков. Чем же вызван нынешний «либерализм»?
Рабби Менахем-Мендл из Коцка, известный, в частности, своими глубокими и мудрыми афоризмами, поясняет: как только сообразительный Лаван понял, что появился шанс заработать деньги и получить подарки, которые привез Элиэзер, он тотчас отказался от своих богов.
Но прежде чем обвинять Лавана в меркантильности, давайте призадумаемся. Леавдиль, разве не случалось в жизни каждого из нас, что ради какой-то сделки мы пропускали урок Торы, отказывались от общественной молитвы в синагоге из-за собственной лени, обижали ближнего для того, чтобы прослыть остроумными, и т. д. и т. п.?..
В преддверии Хануки стоит вспомнить детали еврейского противостояния грекам. Нашим предкам была предложена роскошная жизнь с одним условием: ассимилироваться, отказаться от «варварской» веры отцов. Однако евреи были готовы вынести самые страшные муки, но не нарушить ни на йоту заповеди Творца.
Многие поколения повторили их судьбу, как пишет Рамбан в комментарии к книге «Берешит»: «И есть другие поколения, которые делали это с нами, и даже хуже этого, и мы все вытерпели и прошли через это». Оказавшись в Эрец-Исраэль, где так легко соблюдать Тору и заповеди, неужели мы прервем многовековую цепь традиции?!
Наша праматерь Сара скончалась в Кирьят-Арба, как сказано: «И умерла Сара в Кирьят-Арба» (Хаей-Сара 23:2). Раши объясняет, что это место, в переводе с иврита «город четырех», получило свое название по именам четырех местных великанов — Ахимана, Шишая, Толмая и их отца. Кроме того, в этом городе были похоронены четыре пары: Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея.
Почему Раши упоминает четырех великанов? Какое отношение они имеют к факту смерти Сары?
В книге «Эвен яшпе» цитируется следующий мидраш. Когда Авраам повел Ицхака на заклание, к Саре пришел Сатан и спросил: «Куда пошел твой сын?» Праматерь ответила, что Авраам повел Ицхака на учебу к Эверу.
Тогда Сатан сказал: «Не учиться он повел его, а зарезать». Сара пошла к четырем великанам и попросила их сказать, что они видят с высоты.
Великаны ответили: «Мы видим Авраама и Ицхака на горе Мория. В руке у Авраама нож». Когда услышала Сара эти слова, ее сердце остановилось от горя. Поэтому Раши и сообщает нам историю Кирьят-Арбы — слова четырех великанов привели к скоропостижной смерти Сары.
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Ханука»
Рав Бенцион Зильбер
Мне самому зажечь ханукальные свечи, или пусть лучше жена?
Браха Губерман
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Рав Мендель Агранович
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Рав Яков Шуб
Кто считается «гостем»?
Рав Арье Кацин
Первый день Хануки — наиболее радостный. Градус праздничной эйфории постепенно снижается. Почему же мы не уменьшаем количество свечей в ханукие, а увеличиваем?
Рав Бенцион Зильбер
Свечи должны гореть, пока на улице есть прохожие? Но ведь в наше время они находятся на улице до 11 или 12 ночи!
Рав Яков Шуб
Рав Реувен Куклин
Моя работа продолжается после выхода звёзд
Рав Авраам Куперман