В недельной главе сказано: «А люди Сдома злы и грешны перед Г-сподом очень». Что призвано передать слово «очень»?
В трактате «Пиркей авот» приведен совет одного из таннаев: «Очень, очень будь принижен духом». Рав Ассад объясняет, что это повторение касается двух ситуаций — когда человек гордится тем, как он изучает Тору, и когда человек гордится объемом своих материальных пожертвований.
В цитате из «Пиркей авот» первое «очень» на иврите можно трактовать как аббревиатуру слов фразы «Справа от него — пламя закона», приведенной в книге «Дварим» (Дварим 33:2). Под пламенем закона подразумевается наша святая Тора.
Второе же слово «очень» — аббревиатура слов «Понимающий обездоленного» (Теиллим 41:2). Речь там идет о человеке, выполняющем заповедь о пожертвовании.
Поэтому мишна в «Пиркей авот» учит нас быть очень, очень приниженными духом. Даже если существуют, как минимум, две причины гордиться собой.
Вернемся к жителям Сдома. Почему Тора называет их не просто грешными, а очень грешными? Именно потому, что слово «очень», меод на иврите, передает сущность их грехов перед Творцом. В книге «Дварим» (Дварим 6:5) сказано: «И возлюби Г-спода Б-га твоего бе-холь меодеха, всем имуществом твоим». Согласно комментарию Раши, под имуществом подразумеваются деньги. Жители Сдома не делали пожертвований, и поэтому Тора упоминает их как очень грешных перед Г-сподом.
Секрет огласовок
В главе «Лех леха» сказано: «И вышли, чтобы идти в землю Кнаан (Ханаан), и пришли в землю Кнаан» (Лех леха 12:5). Почему в первый раз под буквой «аин» в названии земли «Кнаан» стоит огласовка «патах», а во второй — «камац»?
Рабби Гершон Штерн, автор книги «А-ялкут а-Гершони» объясняет, что Творец сказал Аврааму, чтобы он направился в землю Кнаан, где ему будет лучше, чем в любом другом месте мира. Авраам попадает в Кнаан и ищет обещанное изобилие при входе (пэтах), но находит бедность и голод (на иврите корень кмц обозначает скудность). Как сказано, «И был голод в земле». Б-г сделал это, чтобы подвергнуть Авраама одному из самых больших испытаний.
Параллельно с испытанием, которые выпало на долю нашего праотца, Всевышний чудесным образом спас его жизнь. В те дни велась война, и тяжелые бои проходили между жителями Кнаана и сыновьями Шема. Любой чужак, попадающий в район военных действий, вызовет подозрения: а вдруг это вражеский шпион? А не поставить ли его к стенке, так, на всякий случай?
По мнению р. РИЦБА, слова «А кнаанеи тогда властвовали в земле», свидетельствовуют о чуде, которое случилось с Авраамом. Он не только прошел через районы боев и лагеря воюющих сторон, но и, как написано в Торе, «прошел Авраам по земле» — наш праотец прошел по всей территории Кнаана.
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?