Рав Ави Эзри, благословенна память праведника, удивлялся: группа археологов раскапывает холм, возвышенность. Кто захоронил его? Кто покрыл его горой песка?копает и копает и открывает древний город, захороненный под огромной песчаной
Ответ простой. Каждый день домохозяйка протирает мебель сухой тряпкой. Она знает, что если не сделает это, в течение недели мебель покроется тонким слоем пыли. И тогда покроется буфет беловатым покровом. А если оставят мебель на год-два, и на пятьдесят лет, соберется слой за слоем. И в течение поколений все покроется песком. Расцветут кусты и окопаются звери, и ни один человек не сможет представить себе, что был здесь город…
И если так действует невидимая пыль, то как же действуют мысли и размышления, накапливающиеся в душе человека, хорошие, или еще лучше.
Более того — можно предположить, что пройдет много времени, пока накопится достаточно толстый слой пыли. Но после этого включиться ускоренный процесс. Нужно полагать, что понадобиться много воды, чтобы дойти до начального слоя. Однако, когда начинается разрушение камня, он быстро распадается…
И сказал рав: в дни слихот (молитв о прощении) открывают арон а-кодеш (шкаф со свитками Торы) — намек на раскрытие сердца — и говорят только молитву «Услышь голос наш».
В десять дней тшувы говорят так же молитву «Авину малкену» (Отец наш, Царь наш).
Приходит Йом Акипурим, открывающийся молитвой «Коль нидрей» и кончающийся молитвами «Неила».
В Сукот из арон а-кодеш извлекают свитки Торы и пляшут с ними с большим воодушевлением. И процесс нарастает и усиливается.
И влияет именно учеба с чувством, а особенно изучение мусара.
Когда основал рав Исраэль из Салант, благословенна память праведника, движение мусар, выступили против этого некоторые равы, и среди них главы поколения, которые возражали против изучения мусара, как отдельного предмета. Как не может быть «движения алахи», поскольку все знают, что алаха неотделимая часть изучения Торы, и изучение Торы тоже не превратилось в отдельное движение, так и мусар нельзя учить как нечто отдельное.
Поскольку пламенные выступления раби Исраэля увлекали многих, главы мира решили созвать съезд в Вильне, и устранить влияние людей, входящих в движение «мусар». А чтобы не пришли на собрание члены этого движения и не расстроили его, решили пригласить на съезд только равов городов. Услышал об этом праведник, раби Нафтали из Амстердама, благословенна память праведника, один из близких учеников раби Исраэля, и пришел туда. Он был равом Альксота, и потому вынуждены были пропустить его.
Начали обвинители нападать на деятельность движения. Для чего надо основывать дома мусара и устанавливать часы для его изучении? Почему недостаточно изучать отрывки мусара из Гмары, агады, воспитывающие богобоязненность?!
Встал раби Нафтали, и в зале воцарилась напряженная тишина. Все знали, что он является одним из глав критикуемого движения. Сказал он: «А, отрывки агады в Гмаре так сладки!» Все насторожились — куда приведет начало.
Сказал рав: «У меня есть один вопрос. Как известно, многие дети страдают от глистов. Когда мы были детьми, детям давали полынь — и это излечивало от глистов. Проверенное лекарство. Я слышал, что сегодня его уже не используют, и многие страдают от этой болезни. Может быть, кто-то знает, почему перестали использовать это естественное и эффективное лекарство?»
Удивились все, какая связь между уважаемыми равами, съездом и глистами. Все смущенно молчали. Улыбнулся рав: «Раскрою вам, почему — кто-нибудь из присутствующих здесь пробовал жевать полынь?! Она очень горькая. Она, в самом деле, убивает червей, но и люди не терпят ее… Что сделали матери, изготовили сладкое лекарство и подмешали в него полынь. Это лекарство можно было жевать и проглатывать, несмотря на то, что горечь чувствуется. Но дети, как обычно, требуют меньше горечи и больше сладости. И матери, как это свойственно матерям, добавили сладости и уменьшили горечь, отчего дети получили больше удовольствия, а вместе с ними и черви… Увидели матери, что лекарство бесполезно и отказались от него. Не поняли они, что сладость — только средство, а полынь — главное. Если бы они применяли верный рецепт, избавились бы уже от такого бедствия, как глисты…
Вы понимаете, учителя мои и равы — отрывки святой Торы и главы из пророков, отрывки из книги “Мишлей” и мидрашей, из агады и Талмуда — все это сладко, очень сладко. Но это как раз тот самый вопрос, почему на “червей” не действует сладость. На “червей” действует полынь! Не рассказ действует, и не Мидраш, и не книга мусара, а только воодушевление, жар, горечь. Чувство открывает сердца, умертвляет червей плохих качеств и взращивает добрые и благородные чувства.
И это пришло обновить движение мусар.
“Каждого человека, в ком есть богобоязненность, слушают”, слова, идущие из сердца, входят в сердце.
Это было выступление “сладости”, приправленной полынью», и оно оказало свое влияние. (Машгиах из Каменец, Мааян а-эмуна)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский