Толковал рав Галински: «От старцев вразумлялся, ибо заповеди Твои я хранил» (Теилим, 119:100). Хочу я изменить путь, улучшить мои дела. Но раздумываю: смогу ли, в моих ли это силах. К чему гадать: «От старцев вразумлялся. Наши праотцы в Египте служили идолам. Были погружены в сорок девятые ворота нечистоты. С них требовалось исполнить две заповеди: Песах и обрезание, и вышли они с высоко поднятой головой. И даже пришли к горе Синай и обязались исполнять и слушать, исполнять все шестьсот тринадцать заповедей. Но в силах ли они исполнить это обязательство?»
Давайте, посмотрим, что сказал им Святой, благословен Он, перед Дарованием Торы. «А теперь, если будете слушаться Голоса Моего» (Шмот, 19:5), если сейчас примут на себя, с этого момента и дальше, ведь все начала трудны (Раши). Это трудно, но только в момент решения. Если тверды вы в своем решении, «поручусь за вас с этого момента», то есть сразу и сейчас!
У Сабы из Новардок, благословенна память праведника, был на это пример из жизни. В те времена, когда он жил, не было электричества. Комнаты освещались керосиновыми лампами: она представляла собой фитиль в стеклянном колпаке, сделанном в форме груши, который кончался открытой трубкой, чтобы туда входил воздух, необходимый для горения. В комнату залетали мухи и комары, мошки и даже бабочки, которых притягивал свет. Они спускались в лампу, но жар там был для них невыносимый. Как выйти оттуда? Так же, как залетели — надо было подняться в трубку. Но не тут то было. Огонь был направлен им навстречу, и воздух был накален. Через прозрачное стекло несчастные пытались вылететь, но, приблизившись, отлетали назад. Так они сгорали заживо.
Почему? Так как пугались жара в трубке.
Но этот жар действовал на них короткое мгновение, пока они поднимались в потоке горящего воздуха наружу, в комнатный воздух.
Но они не могли стерпеть малое мгновение и теряли жизнь в пламени!
Как точны относительно этого вопроса слова автора книги «Ховот м-левавот» (Шаар а-тшува): «Кто хочет исполнить Волю Творца, пусть войдет через узкий вход, в который входят страдающие хасиды». И мы говорим: кто хочет вернуться к исполнению Воли Творца, пусть бежит из долины плача через узкий проход, который выведет их на простор, как сказано «Из теснин воззвал я к Г-споду, ответил мне простором Г-сподь»!
В Белостоке жил один сумасшедший по имени Михаэль. Стайплер помнил его. Он решил, что он ангел Михаэль. Когда над ним смеялись, он возмущался: вы не верите в слова пророков! Он открывал книгу Даниэля и показывал, что там ясно написано, что Михаэль — важный ангел, (Даниэль, 10:13).
Что имеется в виду? Равнодушие в день Суда. И это понятно. Люди делают простой подсчет, логическое уравнение: кто-нибудь будет оправдан на Суде, я — кто-нибудь, значит, я буду оправдан на суде. Здоровая логика Михаэля, сумасшедшего из Белостока.
У Михаэля было хобби. Он собирал хлам. В его глазах это не было сумасшествием. И здесь он приводил мишну: «Нет человека, у которого нет своего часа, и нет вещи, у которой нет своего места» (Трактат Авот, 4:3).
Все те годы, что я провел в ешиве, я не удостоился увидеть часа Михаэля. Он жил в доме учения, и хлам заполнял все углы. Оконная рама. Рухлядь, тряпки. Однажды мы сидели и учились, а в дверях появился Михаэль. Пот тек с него ручьями, а его глаза излучали счастье. Он нес на спине разбитый комод, выброшенный на улицу. Он пытался войти с этим грузом в дом учения, но застрял. Комод был шире дверей. Он отступил назад, и снова атаковал дверь. Бум, все учащиеся подняли головы. А он опять устремился вперед, как бодливый бык. Глупец, так ты не войдешь, сними комод, разбери его, оставь на улице и войди, как царь. Брось, не учи сумасшедшего, кто ты такой, чтобы учить его чему-то!
Увы, так много «Михаэлей» хотят войти в зал грозных дней и день Суда с трухлявым комодом и сумой суеты. Им трудно избавиться от них, это любимое их сокровище, которое они несут с гордостью. И мы понимаем их, тяжело им выбросить хлам, но только так они станут свободными людьми и войдут с поднятой головой в светлый зал. (Вэ-агадот — леямим а-нораим)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его