«И увидел Балак бен Ципор» (Балак, 22:2)
Тора, говорит святая книга «Зоар», написана языком указаний. Каждая глава в ней указывает, наставляет и учит. Есть ясные приказы, как, например, соблюдение субботы и наложение тфилин, и есть уроки, которые учатся из рассказов. Так, например, из рассказа о водах раздора мы учим о порицании гнева, о суровом отношении к греху осквернения Имени Небес и другое.
А что мы учим из нашей главы, главы «Балак»? Из прихода Билама проклясть Исраэль, из благословений, вырвавшихся из его рта, из его совета ввести народ в грех дочерьми Моава, и мора, разразившегося из-за этого? На первый взгляд, это историческое событие. Но Тора — не книга историй, Тора — книга наставлений. Какое же наставление есть в этой главе?
Если мы вдумаемся, найдем в ней очень основательный урок. Для того, чтобы пояснить это, воспользуемся примером. Из нашего ближайшего прошлого.
Государство Исраэль написала на своем флаге «больше нет», то есть, «второй раз Мецада не падет», больше не пойдем как скот на убой. У нас есть сила сдерживания, армия ответит ударом на удар. Ударит всемеро, в его руках инициатива. У нас есть воздушные и танковые войска, парашютисты и разведчики. Есть все. Целое поколение росло на этих воодушевляющих словах. И вот, вечером в Йом Кипур прозвучал сигнал тревоги. Египтяне готовятся к нападению. Начальник штаба приготовился предупредить удар, чтобы предотвратить многочисленные жертвы. Но премьер министр постановила: пригнем голову и примем удар, и только после этого ответим войной. А удар был болезненным, жгучим. Прошло немного времени, и разразилась война в Персидском заливе. Во главе правительства стоял человек жесткий и решительный, но вот, на страну обрушились десятки ракет. Чудом не было пострадавших. А мы? Почему не задействовали армию?!
Мы знаем почему, и понимаем это решение. Главы правительства знают, что если задействуют армию, потеряют поддержку Америки, великой державы, в тени которой находится страна, и нуждается в ней с точки зрения государственной, военной, и экономической. А сохранение дружеских отношений важнее всего. Если бы мы атаковали первыми во время войны Йом А-кипурим, то выиграли бы ее за короткое время, но потеряли бы мощный воздушный мост, поставляющий необходимое оружие и запчасти, и тогда выигрыш превратился бы в тяжелый проигрыш. Оттого и была принята эта уступка. Может быть, кто-то будет оспаривать этот довод, но мы приводим это как пример.
А вывод? Балак и Билам знали что делать. У народа Исраэля есть хорошая защита — «лучше надеяться на Г-спода, чем полагаться на человека». И они знали, что если хотят одолеть Исраэль, халила, они не должны рассчитывать на свои силы. И если они хотят победить — они должны вбить клин, разделить Исраэль и их Небесного Отца, халила.
Вначале Билам пытался пробудить Суд своими проклятиями, но не получилось у него. После этого попробовал испытанное средство, да смилуется Ашем: ввести в грех Исраэль. Грех создает преграду, отдаление и взаимную отчужденность. «Ибо проступки ваши разделяют вас и Б-га вашего, и грехи ваши скрывают Лицо Его от вас» (Пророк Ишаяу, 59:2). Это говорится о всех грехах, но особенно о нескромности: «Чтобы не увидел у тебя срамного, и не отступил от тебя (Дварим, 23:15).
Сказал Билам Балаку: Б-г этих ненавидит разврат, ты должен ввести их в грех» (Трактат Санедрин, 106). Расшатай устои скромности, отмени ограды чистоты семьи, и ты лишишь их защиты Творца. И тогда они падут сами, без всякой войны, да смилуется Ашем. И в самом деле, разразился мор, угрожавший истребить весь народ. И даже когда он был остановлен, уже умерло двадцать четыре тысячи евреев.
Нельзя пренебрегать, халила, всеми принимаемыми средствами: военными, государственными, экономическими, дружественными. Но если мы хотим, чтобы они принесли плоды, необходимо делать так, чтобы Творец защищал нас. И это можно сделать только с помощью тшувы, исполнения заповедей, уроками Торы, и не вбивать клин грехами. И особенно нарушением законов скромности в поведении, и даже в разговоре: ведь за грех сквернословия обновляется много бед и тяжелых указов, и еврейские юноши умирают, сироты и вдовы взывают, а им не отвечают. И каждому оскверняющему свой рот, даже если постановил ему Небесный Суд семьдесят добрых лет, переворачивают это во зло (Трактат Шабат, 33).
И мы должны знать, что как это верно для всех, так это верно для каждого. Разумеется, человек должен трудиться, чтобы заработать. Но иногда ему кажется, что если он нарушит Волю Творца, халила, то выиграет от этого. А если пойдет слушать урок Торы, потеряет час заработка. Но он ошибается. Подобен он тому, кто послал армию отреагировать — и потерял из-за этого мощную защиту. Даже если он выиграет в «малом», проиграет в «большом»! Но если он выполнит Волю Творца и притянет к себе Его милосердие — тогда удостоится света Его Лица, и выиграет бесконечно. (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский