«Благословит тебя Ашем и охранит тебя» (Насо, 6:24)
История об одном бедном ремесленнике, у которого была большая семья. В нужде зарабатывал он, и чтобы прожить, одалживая небольшие суммы.
Когда подросла его дочь, стал он советоваться с женой: «Еще немного, и станут стучаться в наши двери сваты, спросят, сколько денег мы приготовили на приданое, а у нас нет ни гроша».
Сказала жена: «Я много думала об этом, и сердце мое изболелось. А ты пришел сыпать соль на мою рану?!»
Сказал он ей: «Нет, но я хотел спросить совета. Дай мне согласие, и я поеду по городам, собирать деньги на свадьбу.»
Сказала она: «Ни за что», Удивился он: «Почему?»
«Недостаточно у меня бед, еще стану “соломенной вдовой”? Ты будешь ездить по миру и забудешь, что есть у тебя жена и семья. Тем временем придет время замужества нашей дочери, а отца нет!»…
Пообещал он: «Я поеду ненадолго. В течение года вернусь».
Успокоилась она.
Получил он ее благословение и выехал в дорогу. Собирал он грош к грошу, потом менял на серебряные монеты, а их — на золотые динары, и понемногу собрал приличное приданое. Прошло десять месяцев, и он вспомнил свое обещание. Поехал он обратно, а в руках у него золотые динары, серебряные монеты и медные гроши.
В канун субботы, перед тем, как кончилось условленное время, он оказался в городе, расположенном по соседству с его поселением. Спросил он, у кого он может провести субботу. Ответили ему все: «Такой-то богач принимает гостей с царским почетом!»
Пошел он к богачу и был с радостью принят. Дал богач ему комнату и сказал, чтобы чувствовал себя, как дома. Суббота приближалась, а вместе с тем усилилась тревога: что делать с деньгами? Они всегда были с ним, а по субботам он прятал их в тайное место. Но здесь чужой дом. Ходят слуги и другие гости. Он ни в ком не уверен.
Стал он искать хозяина дома и спросил, может ли он дать ему на субботу деньги.
«С радостью, — ответил богач, — я положу их в мой сейф». Вручил он богачу узелки с деньгами и почувствовал, будто камень свалился с сердца.
Наступила суббота, и он пошел с богачом в синагогу. Лицо хозяина излучало святость субботы. Но гость во время молитвы вдруг почувствовал: какую глупость он сделал. Все деньги, которые собирал целый год для своей дочери, отдал чужому человеку, не взяв расписки. Какое легкомыслие.
Он уже не мог сосредоточенно молиться, а во время трапезы еда застревала у него в горле.
И чего он боялся, случилось. Когда он попросил вернуть деньги, хозяин ответил: Давай не будем спешить. Вернемся домой, сделаем «авдалу» (разделение святого и будничного) и омоем руки для трапезы «проводов царицы-субботы»…
Гость с трудом съел положенный кусок хлеба, сидя как на иголках. Закончив читать послетрапезное благословение, он снова спросил: «Могу ли я получить свои деньги обратно?»
К его удивлению хозяин ответил: «Разумеется, пришло время. Подожди, я сейчас принесу».
Неужели принесет?!
Хозяин вернулся с тремя узелками в руках. Лицо гостя просияло. Но минуточку, неужели он ничего не взял себе?
Дрожащими руками он открыл один узелок за другим и успокоился: в одном сверкали золотые монеты, в другом серебряные, а в третьем — медные.
Взял он узелок с золотыми динарами и высыпал их на стол. На глазах хозяина, чтобы не смог отрицать. Он воодушевленно сосчитал монеты — все сошлось. Хотя бы это… Он сложил монеты в мешок.
Теперь он боялся за серебряные монеты и лихорадочно пересчитал их. Тут он успокоился. И здесь все в порядке. Потянулся он к третьему пакету, но вдруг почувствовал удар по руке.
Сказал ему хозяин: «Ты что думаешь, что я ничего не видел? Что ты был рассеян на молитве, угнетен на субботней трапезе, не чувствовал твоего испуга, когда ты попросил свои деньги. Этому есть только одно объяснение: ты подозревал меня в воровстве. Когда я вернул тебе золотые монеты, и ты лихорадочно пересчитывал их на моих глазах, я не был обижен. У тебя есть право опасаться. Потом ты пересчитал серебряные монеты и увидел, что все в порядке. Но когда ты дошел до медных монет, ты оскорбил меня…
Ты думаешь, что если я не взял у тебя золотые и серебряные монеты, то медные гроши возьму?!»…
А как ты думаешь, дорогой читатель, прав хозяин или нет?
На первый взгляд он, конечно, прав. Он ведь уже доказал, что праведен и честен. И грех подозревать его теперь, это оскорбление для него.
А теперь посмотри и увидь. Каждый вечер перед сном мы говорим: «Руке Твоей вверяю я дух мой». Вверяем мы в руку Творца самое дорогое, что у нас есть, нашу жизнь. Утром мы благодарим: «Благодарю я Тебя, Царь живой и сущий, что из милости вернул мне душу мою». «Золотые монеты» возвращены полностью. Теперь мы сосчитаем серебряные монеты: «Благословен Ты, Ашем, раскрывающий глаза слепым». Зрение исправно. Все на месте. И в «серебряных монетах» нет нехватки. Но когда доходит дело до заработка, «медных монетах», мы не полагаемся на Него…
Наши мудрецы, благословенна память праведников, сказали: «Кто дает жизнь, дает и пропитание», но здесь мы не спокойны: пропитание дал, а заработок — кто знает…
И это подчеркивается в благословении коэнов, знание, что «Я благословлю вас»: «Да благословит тебя Ашем и охранит тебя. Да озарит тебя Ашем и окажет тебе милость. Да обратит Ашем к тебе Лик Свой и пошлет тебе мир».
И в этом различие между евреем и неевреем. Между благословением Эсава и Яакова. Эсаву сказано: «Вот, тучнейшим местом земли будет твое поселение, и небесной росой орошаться свыше». Будет все как бы само по себе. Без упоминания Имени Небес. Но о благословении Яакова сказано: «И даст тебе Б-г из росы небесной, из тука земли», чтобы знал, что Б-г ему дал. И мы не потеряем, если будем молиться в миньяне и добавим еще урок Торы. (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский