Пасхальный седер и его заповеди — это свет и радость. Но есть в них нечто, что кажется ограничением. Хаса во время съедения мацы, включая корех и афикоман, и питье четырех бокалов вина, склоняясь при этом на левую сторону, желательно, подложив подушку. И если ел или пил, не склоняясь, нужно снова есть и пить склонившись, чтобы вести себя в эту ночь, как свободные люди. Человек должен показывать, что он как будто вышел из Египта, и ведет себя, как цари во время еды в прежние времена. А мы думаем: ведь «свобода» — это отсутствие ограничений, а есть, склонившись — это ограничение. Если мы свободные люди, будем есть, как хотим, разве не так?!
Но мы знаем ответ. Есть очень красивое выражение: «благородство обязывает». Чем выше ступень человека, тем более он приучен к изысканному и обязывающему образу жизни. Раб побежит по улице полуголый и босой. Господин выйдет в костюме и туфлях; раб будет есть пальцами, а господин — ножом и вилкой. На праздничных торжествах на столах лежат ряды ножей и вилок, у каждого своя функция… Разве они ограничены? Есть «базарный язык», а есть «дипломатический язык». С изящными, обтекаемыми выражениями. И если так, можно ли сказать, что дикий человек свободен, а господин порабощен? Разумеется, нет. Господин должен вести себя, как господин, его благородство обязывает вести себя аристократично. Именно то, что мы — свободные люди, диктует нам сидеть за трапезой склонившись.
И теперь мы понимаем, почему неевреям даны семь основных заповедей, а нам, свободным людям, шестьсот тринадцать. «Ибо все евреи — царские сыновья» (Трактат Шабат, 128), и благородство обязывает нас другому поведению, обычаям сынов Исраэля.
«В эту ночь мы все сидим склонившись». Кладем на стул подушку и склоняемся на левую сторону во время питья четырех бокалов и съедения мацы. Почему именно на левую сторону? И объяснял Раши (Трактат Псахим, 108): если он будет склоняться на правую сторону, откроется дыхательное горло, являющееся каналом дыхания и речи, и еда может войти в него. Тогда он может задохнуться, халила. Поэтому должны есть, склонившись на левую сторону, тогда открывается канал пищевода, и едят и насыщаются по благословению Ашема.
Похоже, что есть здесь чудесная идея, а в — ней указание и намерение. Человек составлен из тела и души. Тело стремится к материальным наслаждениям, а душа просит духовного удовлетворения. Слов Торы и молитвы, песен и песнопений. Но и еда может быть заповедью, как, например праздничная трапеза. Но надо следить за тем, чтобы еда не вошла в дыхательное горло и не перекрыла его. То есть, чтобы мысль и речь не были захвачены материальными наслаждениями. Голова не должна быть занята только «едой», но должна быть свободна для «разговора» и духовности, агады и «алеля» (Мааян а-моед)
Много трудилась рабанит из Кратшнифа, мир ей, чтобы приготовить картофельные оладьи к трапезе святого праздника. Болело сердце праведника, раби Меира из Кратшнифа, благословенна память праведника, глядя на нее, и сказал он ей: «Всмотрись и увидь, что весь этот труд — для такого малого места, от губ и до горла! Скажи, пожалуйста, Стоит ли твой труд этого: Поднеси, пожалуйста картофель отдельно, разбитые яйца отдельно, и масло и соль отдельно, а я позабочусь перемешать все это вместе»… (Шаар а-отиот, 27).
История из жизни, и чему она нас учит? Отделенности и оторванности рава от удовольствий этого мира, который готов проглотить все составляющие по отдельности и чтобы они перемешались у него в животе? Нет. Несмотря на то, что это была его ступень, мы не выучили из этого ничего. Далеки эти вещи от нас в расстояние световых лет.
Но мы можем выучить то, что он хотел облегчить работу рабанит, увидев, как тяжело она трудится, готовя еду к празднику. А это мы тоже можем: считаться с ближним. (Мааян а-моед)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его