«Выведу вас из земли египетской» (Шмини, 12:45)
Мы не правы, не всегда правы. Я знаю, что это удивительное заявление. Но, положа руку на сердце, скажите, всегда ли вы правы? Я, во всяком случае, не могу сказать этого о себе. Почему же мы, обычно, всегда правы? И все зло и урезание прав, все злоумышление и зависть — у противоположной стороны? Смешно слушать пререкающихся политиков. Справа и слева, из коалиции и оппозиции. С каким жаром, с какими остротами они препираются. И всегда в черно-белых красках. Я — белый, чище снега. Никогда нет серых оттенков, лежащих между ними. Всегда именно моя программа принесет оздоровление, улучшение. А другая программа — это катастрофа, разрушение и плач на поколения, только смена ролей, и то, что видят оттуда, не видно отсюда, и уже изменился взгляд, и некошерное стало кошерным по сто пятьдесят одной причине.
И то, что верно относительно правых и левых, коалиции и оппозиции, верно также в отношении религиозных и светских людей. Мы негодуем на них, выливаем на них в наших речах и статьях огонь и серу. Нападаем на них публично, осуждаем их закрытость ко всему святому, их побуждения, увлекающие государство к ассимиляции, завоз неевреев любой ценой и предоставление им гражданства. Отменить субботу, наводнить святую землю свининой, падалью и трефой, мерзостью и пресмыкающимися. Урезать до удушения культуру Торы и осыпать деньгами греческую культуру и спорт, драматургию и танцы. Мы кричим до ярости, и мы не правы.
То есть мы правы в каждом слове, описывая положение. Ведь это факты, как они есть, но мы не правы, обвиняя противоположную сторону во зле, злодействе, злом умысле. В том, что с пафосом призываем: «ангел-уничтожитель, отстань от нас».
Жаль слов и энергии. Они вообще не понимают, за что на них гневаются. Удивляются, что мы от них хотим.
И они правы.
Почему? Раши объясняет это в нашей недельной главе. В главе запрета есть насекомых и пресмыкающихся, нечистых и оскверняющих, закрывающих сердце человека для этого мира и мира будущего. В конце главы сказано: «Ибо Я Г-сподь, выведший вас из земли египетской чтобы быть вам Б-гом, и будьте святы, ибо свят Я». И приводит Раши слова из книги «Двей раби Ишмаэль»: «Вывел Я Исраэль из Египта, чтобы не осквернились гадами, и достаточно им этого. Это возвышение для них». То есть, слово «возвышение» означает высокую ступень. И задают наши мудрецы вопрос: неужели только для этого надо было выводить нас из Египта? Если только из-за этого, мы могли бы остаться в Египте и не есть запрещенную еду. Ответ: тому, кто находится в Египте, в центре египетских мерзостей, в пятидесятых воротах духовной нечистоты Египта, уже в самом деле все равно, осквернится ли он насекомыми и пресмыкающимися или нет. Только когда он выйдет из Египта и избавится от его влияния, будет отличать скверну от чистоты…
И этого многие не понимают. Почему? Потому что они находятся в плену своих понятий, и хорошо, что это так, что они живут в чистоте жизни по Торе, в иудаизме, и совсем не знают, в какой атмосфере живет противоположная сторона. Какие газеты и какую литературу они читают, какой драматургией и какими песнями кормят они себя, в каком мире они находятся. А в их мире не ценится ничего, кроме наслаждения и свободы разнузданности, и что нам жаловаться на них?! Единственный способ убедить их — это вывести из Египта! Умножить уроки Торы, основать религиозные школы и увеличить число записывающихся в них. Организовать еще и еще семинары. Это путь, и нет другого! (Мааян ашавуа)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.